Разделы    
Общий раздел
Пенсионный фонд
Работа Совета в 2024 году
Управление социальной защиты населения
Отдел капитального строительства и единого заказчика
Градостроительная деятельность
Центр занятости населения
Отдел ГО и ЧС
ТИК Отрадненская
Опека и попечительство
Малое предпринимательство
Отдел МВД России по Отрадненскому району
Спорт
Информационные системы
Управление сельского хозяйства
Отдел торговли и защиты прав потребителей
Антимонопольный комплаенс
МФЦ
Отдел земельных и имущественных отношений
Туризм
Инициативное бюджетирование
Общественная палата
Роспотребнадзор информирует
Стандарт развития конкуренции
Выплаты многодетным семьям
Отдел по квартирно-правовым вопросам
Антинарко
Молодежная политика
Совет молодых депутатов
Информация для инвесторов
Грантовая поддержка и НКО
Культура
Финансовая грамотность
Жилищно-коммунальное хозяйство
Антитеррористическая комиссия
Фонд социального страхования
Структура администрации
Персональные данные
Образование
Единая Россия
Здравоохранение
Методические материалы
Страховой сектор
Финансовое управление
Всероссийский совет местного самоуправления
Государственные услуги
Графики приемов граждан
Ипотечное кредитование
Депутаты Совета
Итоги работы с обращениями граждан
Благодарненское сельское поселение

   Новости    
23.04 Внимание работодатели!
19.04 «Горячяя линия» и консультации по вакцинопрофилактике
18.04 Более 5,7 тысяч кубанских семей оформили ежемесячные выплаты из материнского капитала в 2024 году
18.04 Объявление о сессии Совета
18.04 Внимание град!
17.04 Отделение СФР по Краснодарскому краю в 2024 году обеспечило более 8 тысяч жителей Кубани льготными путевками на санаторно-курортное лечение
16.04 Грантовый конкурс, создание доступной среды и условий активной жизни людей с особенными потребностями
16.04 Добровольная сдача оружия освобождает от ответственности и дает право на получение денежной компенсации
15.04 Энергетики «Россети Кубань» отремонтировали высоковольтную ЛЭП протяженностью 27 км
12.04 «Оценка удовлетворённости услугой по осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав»
12.04 Отделение СФР по Краснодарскому краю в автоматическом режиме назначило страховые пенсии по старости 1355 жителям Кубани
11.04 Инклюзивный проект «Открыто для всех»
11.04 «Горячих линия» с целью оказания консультирования граждан по вопросам организации горячего питания в образовательных учреждениях
11.04 28 апреля - Всемирный день охраны труда!
11.04 Проведении творческого конкурса БИОТ АРТ
Главная » Новости » «О чем говорят детские рисунки?»

«О чем говорят детские рисунки?»  


«О чем говорят детские рисунки?»

23 мая 2023
Рассматривая рисунки ребенка и наблюдая за ним в процессе рисования, можно узнать о его внутреннем мире, настроении, отношении к разным людям, самооценке и многом другом. Существует два рода показателей, которые являются объектом внимания психологов и подлежат интерпретации: первые связаны с тем, что нарисовано – содержательные признаки рисунка, вторые – с тем, как нарисовано – структурные и формальные признаки рисунка.

При рассмотрении рисунка ребенка в первую очередь родителям можно обратить внимание на следующие аспекты.

Размер рисунка. Как правило, дети, тревожные и с заниженной самооценкой, рисуют в нижнем краю листа мелкие фигурки, даже после завершения работы на листе остается много свободного места. Дети с завышенной самооценкой рисуют в верхней части листа и преимущественно крупные фигуры. Об эгоцентричности ребенка могут свидетельствовать очень крупные фигуры, занимающие весь лист и не вмещающиеся в его границы.

Характер нажима. Некоторые дети рисуют так, что карандаши и бумага «трещат». Чрезмерный нажим может свидетельствовать о внутреннем напряжении ребенка, он явно сдерживает много негативных эмоций. А бывает наоборот, дети еле касаются бумаги карандашом, линии у них получаются тонкие, едва заметные. На их рисунках могут быть не соединены все части фигур, например, ноги могут только подходить к туловищу, но не касаться его. Часто так рисуют дети тревожные, у которых не в порядке отношения в семье. Очень слабый нажим на карандаш, нечеткость линий у детей старше 5-6 лет, неспособность закрасить область внутри замкнутой линии, штриховка, выходящая далеко за контур или значительно не доходящая до контура, может указывать на имеющиеся неврологические нарушения, патологии зрения или опорно-двигательного аппарата, недостаточное развитие мелкой моторики. Родителям в таком случае стоит обратиться к педиатру и неврологу.

Выбираемые цвета. Использование в рисунке ярких цветов говорит о благоприятном эмоциональном фоне, а темных – о сниженном настроении. Показательно, например, когда ребенок рисует всех членов семьи одним цветом, а кого-то выделяет другим.

Попросите своего ребенка нарисовать что-нибудь. Например, свою семью, не перечисляйте членов семьи, не помогайте, не мешайте ему и наблюдайте: кого он нарисовал первым? – это самый значимый для него человек; кто ближе всех к нему самому? – с этими людьми он в более близких отношениях; кто дальше всех? – с тем у ребенка самые холодные отношения и т. д.

Показательным является, если ребенок пропустил кого-то из членов семьи, забыл нарисовать. Очень часто маленькие дети пропускают своих младших братьев и сестер – ревнуют, при этом, если спросить их, почему не нарисовал, они часто отвечают – потому что он или она гуляет на улице, спит и т. д.

Бывает так, что дети не рисуют сами себя, и это является тревожным знаком. Как правило, происходит это тогда, когда дети не чувствуют себя в семье важными и значимыми. Если дети пропускают кого-то из родителей –это можно интерпретировать по-разному: пропущенный член семьи уделяет мало внимания ребенку, или он боится этого родителя, психологически хочет исключить его из своего мира.

Важно также смотреть на сами фигуры. У всех ли есть глаза, уши, носы, рты, руки, ноги. Отсутствие рта и рук у какой-то фигуры может говорить о ее бесправности в семье. Резко очерченный рот с зубами – об агрессивности. Сильно прорисованные глаза, особенно с яркими зрачками – о страхе. Важно и нужно расспрашивать самого ребенка об особенностях рисунка. Так, например, мальчик 8 лет, на вопрос: почему на его рисунке семьи у брата самые длинные руки, ответил – потому что он дерется. Часто пейзажи с лесом, лужайкой или улицей без людей могут сигнализировать об одиночестве детей и проблемах в общении. Если ребенок рисует безлюдные пейзажи, скорее всего, у него не ладятся отношения со сверстниками.

Иногда рисунок может стать для родителей сигналом, что с ребенком не все в порядке и стоит обратиться к психологу или к врачу.

Например, дети могут рисовать разделенные на части фигуры, в которые встроены дополнительные технические предметы, руки и ноги не присоединены к туловищу, части тела как будто не связаны между собой. Ребенок не может нарисовать цельный рисунок человека. Это может говорить о личностном расстройстве или психических нарушениях.

На рисунке ребенок изображает внутренние органы. В расчет можно не брать изображения «сердечек». Однако, если ребенок часто и подробно рисует внутренние органы, родителям стоит проконсультироваться у психиатра.

На рисунках полностью отсутствуют люди и животные, а присутствуют только неодушевленные предметы или абстракции. Это может оказаться как признаком сложностей в общении и построении отношений, так и признаком неврологических нарушений, к примеру, аутистического спектра.

Акцент на агрессии. Большие зубы у животных, стреляющее оружие в руках у людей, изображение взрывов, страдающих людей и животных, разрушенных зданий, острые стрелы, направленные на человека. Большое количество красного и черного цвета на рисунках. Это может означать и сильный страх, и скрытую или открытую агрессию у ребенка, пережитое им насилие и след от сильно впечатлившей его ситуации или новости. На повышенную агрессивность может указывать наличие таких элементов в рисунке как особая прорисовка кистей рук, кулаки, оружие, злое выражение лица, подчеркнутые признаки силы и мужества. Изображение зубов и острых элементов указывает на склонность к вербальной агрессии (крики, угрозы, ругательства), агрессивные позы и поднятая вверх рука – о склонности к применению физической силы. В таком случае желательно проконсультироваться у детского психолога.

Родителям нужно поговорить с ребенком спокойно, спросить, что изображено на его рисунке и что чувствуют персонажи, что там произошло и почему? И как он себя чувствует после рисунка? Что его пугает или злит?

Хочется предостеречь родителей от поспешной интерпретации детских рисунков и тем более постановки диагнозов. Хотя, на первый взгляд, в психологии детского рисунка разобраться несложно, существует множество нюансов, о которых знают только специалисты.

Детский рисунок – это всегда хороший повод для теплой беседы. Родителям нужно почаще говорить с ребенком о его чувствах и переживаниях, мыслях и эмоциях, мечтах и вдохновении. Так, ребенок учится не только строить предложения и развивает речь, но и учится быть в контакте с собой, осознавать собственные эмоции и управлять ими. Дети в рисунках пытаются понять свои внутренние переживания. И только от родителей зависит, сможет ли ребенок принять и правильно осмыслить жизненные ситуации и себя в этом мире.
 
 

Смотрите также

05.04 Состоялось родительское собрание для замещающих родителей
01.03 Согрей своим теплом. Эти дети хотят жить в семье
06.02 Для постановки в очередь на получение Путевки
06.02 Уважаемые родители!
06.02 Уважаемые родители!
12.01 Консультативно-психологическая помощь
25.12 22 декабря 2023 года состоялось итоговое собрание замещающих родителей
25.12 Согрей своим теплом. Эти дети хотят жить в семье
18.12 Согрей своим теплом. Эти дети хотят жить в семье
07.12 Согрей своим теплом. Эти дети хотят жить в семье
Дата публикации: 23 мая 2023


Рассматривая рисунки ребенка и наблюдая за ним в процессе рисования, можно узнать о его внутреннем мире, настроении, отношении к разным людям, самооценке и многом другом. Существует два рода показателей, которые являются объектом внимания психологов и подлежат интерпретации: первые связаны с тем, что нарисовано – содержательные признаки рисунка, вторые – с тем, как нарисовано – структурные и формальные признаки рисунка.

При рассмотрении рисунка ребенка в первую очередь родителям можно обратить внимание на следующие аспекты.

Размер рисунка. Как правило, дети, тревожные и с заниженной самооценкой, рисуют в нижнем краю листа мелкие фигурки, даже после завершения работы на листе остается много свободного места. Дети с завышенной самооценкой рисуют в верхней части листа и преимущественно крупные фигуры. Об эгоцентричности ребенка могут свидетельствовать очень крупные фигуры, занимающие весь лист и не вмещающиеся в его границы.

Характер нажима. Некоторые дети рисуют так, что карандаши и бумага «трещат». Чрезмерный нажим может свидетельствовать о внутреннем напряжении ребенка, он явно сдерживает много негативных эмоций. А бывает наоборот, дети еле касаются бумаги карандашом, линии у них получаются тонкие, едва заметные. На их рисунках могут быть не соединены все части фигур, например, ноги могут только подходить к туловищу, но не касаться его. Часто так рисуют дети тревожные, у которых не в порядке отношения в семье. Очень слабый нажим на карандаш, нечеткость линий у детей старше 5-6 лет, неспособность закрасить область внутри замкнутой линии, штриховка, выходящая далеко за контур или значительно не доходящая до контура, может указывать на имеющиеся неврологические нарушения, патологии зрения или опорно-двигательного аппарата, недостаточное развитие мелкой моторики. Родителям в таком случае стоит обратиться к педиатру и неврологу.

Выбираемые цвета. Использование в рисунке ярких цветов говорит о благоприятном эмоциональном фоне, а темных – о сниженном настроении. Показательно, например, когда ребенок рисует всех членов семьи одним цветом, а кого-то выделяет другим.

Попросите своего ребенка нарисовать что-нибудь. Например, свою семью, не перечисляйте членов семьи, не помогайте, не мешайте ему и наблюдайте: кого он нарисовал первым? – это самый значимый для него человек; кто ближе всех к нему самому? – с этими людьми он в более близких отношениях; кто дальше всех? – с тем у ребенка самые холодные отношения и т. д.

Показательным является, если ребенок пропустил кого-то из членов семьи, забыл нарисовать. Очень часто маленькие дети пропускают своих младших братьев и сестер – ревнуют, при этом, если спросить их, почему не нарисовал, они часто отвечают – потому что он или она гуляет на улице, спит и т. д.

Бывает так, что дети не рисуют сами себя, и это является тревожным знаком. Как правило, происходит это тогда, когда дети не чувствуют себя в семье важными и значимыми. Если дети пропускают кого-то из родителей –это можно интерпретировать по-разному: пропущенный член семьи уделяет мало внимания ребенку, или он боится этого родителя, психологически хочет исключить его из своего мира.

Важно также смотреть на сами фигуры. У всех ли есть глаза, уши, носы, рты, руки, ноги. Отсутствие рта и рук у какой-то фигуры может говорить о ее бесправности в семье. Резко очерченный рот с зубами – об агрессивности. Сильно прорисованные глаза, особенно с яркими зрачками – о страхе. Важно и нужно расспрашивать самого ребенка об особенностях рисунка. Так, например, мальчик 8 лет, на вопрос: почему на его рисунке семьи у брата самые длинные руки, ответил – потому что он дерется. Часто пейзажи с лесом, лужайкой или улицей без людей могут сигнализировать об одиночестве детей и проблемах в общении. Если ребенок рисует безлюдные пейзажи, скорее всего, у него не ладятся отношения со сверстниками.

Иногда рисунок может стать для родителей сигналом, что с ребенком не все в порядке и стоит обратиться к психологу или к врачу.

Например, дети могут рисовать разделенные на части фигуры, в которые встроены дополнительные технические предметы, руки и ноги не присоединены к туловищу, части тела как будто не связаны между собой. Ребенок не может нарисовать цельный рисунок человека. Это может говорить о личностном расстройстве или психических нарушениях.

На рисунке ребенок изображает внутренние органы. В расчет можно не брать изображения «сердечек». Однако, если ребенок часто и подробно рисует внутренние органы, родителям стоит проконсультироваться у психиатра.

На рисунках полностью отсутствуют люди и животные, а присутствуют только неодушевленные предметы или абстракции. Это может оказаться как признаком сложностей в общении и построении отношений, так и признаком неврологических нарушений, к примеру, аутистического спектра.

Акцент на агрессии. Большие зубы у животных, стреляющее оружие в руках у людей, изображение взрывов, страдающих людей и животных, разрушенных зданий, острые стрелы, направленные на человека. Большое количество красного и черного цвета на рисунках. Это может означать и сильный страх, и скрытую или открытую агрессию у ребенка, пережитое им насилие и след от сильно впечатлившей его ситуации или новости. На повышенную агрессивность может указывать наличие таких элементов в рисунке как особая прорисовка кистей рук, кулаки, оружие, злое выражение лица, подчеркнутые признаки силы и мужества. Изображение зубов и острых элементов указывает на склонность к вербальной агрессии (крики, угрозы, ругательства), агрессивные позы и поднятая вверх рука – о склонности к применению физической силы. В таком случае желательно проконсультироваться у детского психолога.

Родителям нужно поговорить с ребенком спокойно, спросить, что изображено на его рисунке и что чувствуют персонажи, что там произошло и почему? И как он себя чувствует после рисунка? Что его пугает или злит?

Хочется предостеречь родителей от поспешной интерпретации детских рисунков и тем более постановки диагнозов. Хотя, на первый взгляд, в психологии детского рисунка разобраться несложно, существует множество нюансов, о которых знают только специалисты.

Детский рисунок – это всегда хороший повод для теплой беседы. Родителям нужно почаще говорить с ребенком о его чувствах и переживаниях, мыслях и эмоциях, мечтах и вдохновении. Так, ребенок учится не только строить предложения и развивает речь, но и учится быть в контакте с собой, осознавать собственные эмоции и управлять ими. Дети в рисунках пытаются понять свои внутренние переживания. И только от родителей зависит, сможет ли ребенок принять и правильно осмыслить жизненные ситуации и себя в этом мире.

Отрадная
Главная » Новости » «О чем говорят детские рисунки?»

«О чем говорят детские рисунки?»  


«О чем говорят детские рисунки?»

23 мая 2023
Рассматривая рисунки ребенка и наблюдая за ним в процессе рисования, можно узнать о его внутреннем мире, настроении, отношении к разным людям, самооценке и многом другом. Существует два рода показателей, которые являются объектом внимания психологов и подлежат интерпретации: первые связаны с тем, что нарисовано – содержательные признаки рисунка, вторые – с тем, как нарисовано – структурные и формальные признаки рисунка.

При рассмотрении рисунка ребенка в первую очередь родителям можно обратить внимание на следующие аспекты.

Размер рисунка. Как правило, дети, тревожные и с заниженной самооценкой, рисуют в нижнем краю листа мелкие фигурки, даже после завершения работы на листе остается много свободного места. Дети с завышенной самооценкой рисуют в верхней части листа и преимущественно крупные фигуры. Об эгоцентричности ребенка могут свидетельствовать очень крупные фигуры, занимающие весь лист и не вмещающиеся в его границы.

Характер нажима. Некоторые дети рисуют так, что карандаши и бумага «трещат». Чрезмерный нажим может свидетельствовать о внутреннем напряжении ребенка, он явно сдерживает много негативных эмоций. А бывает наоборот, дети еле касаются бумаги карандашом, линии у них получаются тонкие, едва заметные. На их рисунках могут быть не соединены все части фигур, например, ноги могут только подходить к туловищу, но не касаться его. Часто так рисуют дети тревожные, у которых не в порядке отношения в семье. Очень слабый нажим на карандаш, нечеткость линий у детей старше 5-6 лет, неспособность закрасить область внутри замкнутой линии, штриховка, выходящая далеко за контур или значительно не доходящая до контура, может указывать на имеющиеся неврологические нарушения, патологии зрения или опорно-двигательного аппарата, недостаточное развитие мелкой моторики. Родителям в таком случае стоит обратиться к педиатру и неврологу.

Выбираемые цвета. Использование в рисунке ярких цветов говорит о благоприятном эмоциональном фоне, а темных – о сниженном настроении. Показательно, например, когда ребенок рисует всех членов семьи одним цветом, а кого-то выделяет другим.

Попросите своего ребенка нарисовать что-нибудь. Например, свою семью, не перечисляйте членов семьи, не помогайте, не мешайте ему и наблюдайте: кого он нарисовал первым? – это самый значимый для него человек; кто ближе всех к нему самому? – с этими людьми он в более близких отношениях; кто дальше всех? – с тем у ребенка самые холодные отношения и т. д.

Показательным является, если ребенок пропустил кого-то из членов семьи, забыл нарисовать. Очень часто маленькие дети пропускают своих младших братьев и сестер – ревнуют, при этом, если спросить их, почему не нарисовал, они часто отвечают – потому что он или она гуляет на улице, спит и т. д.

Бывает так, что дети не рисуют сами себя, и это является тревожным знаком. Как правило, происходит это тогда, когда дети не чувствуют себя в семье важными и значимыми. Если дети пропускают кого-то из родителей –это можно интерпретировать по-разному: пропущенный член семьи уделяет мало внимания ребенку, или он боится этого родителя, психологически хочет исключить его из своего мира.

Важно также смотреть на сами фигуры. У всех ли есть глаза, уши, носы, рты, руки, ноги. Отсутствие рта и рук у какой-то фигуры может говорить о ее бесправности в семье. Резко очерченный рот с зубами – об агрессивности. Сильно прорисованные глаза, особенно с яркими зрачками – о страхе. Важно и нужно расспрашивать самого ребенка об особенностях рисунка. Так, например, мальчик 8 лет, на вопрос: почему на его рисунке семьи у брата самые длинные руки, ответил – потому что он дерется. Часто пейзажи с лесом, лужайкой или улицей без людей могут сигнализировать об одиночестве детей и проблемах в общении. Если ребенок рисует безлюдные пейзажи, скорее всего, у него не ладятся отношения со сверстниками.

Иногда рисунок может стать для родителей сигналом, что с ребенком не все в порядке и стоит обратиться к психологу или к врачу.

Например, дети могут рисовать разделенные на части фигуры, в которые встроены дополнительные технические предметы, руки и ноги не присоединены к туловищу, части тела как будто не связаны между собой. Ребенок не может нарисовать цельный рисунок человека. Это может говорить о личностном расстройстве или психических нарушениях.

На рисунке ребенок изображает внутренние органы. В расчет можно не брать изображения «сердечек». Однако, если ребенок часто и подробно рисует внутренние органы, родителям стоит проконсультироваться у психиатра.

На рисунках полностью отсутствуют люди и животные, а присутствуют только неодушевленные предметы или абстракции. Это может оказаться как признаком сложностей в общении и построении отношений, так и признаком неврологических нарушений, к примеру, аутистического спектра.

Акцент на агрессии. Большие зубы у животных, стреляющее оружие в руках у людей, изображение взрывов, страдающих людей и животных, разрушенных зданий, острые стрелы, направленные на человека. Большое количество красного и черного цвета на рисунках. Это может означать и сильный страх, и скрытую или открытую агрессию у ребенка, пережитое им насилие и след от сильно впечатлившей его ситуации или новости. На повышенную агрессивность может указывать наличие таких элементов в рисунке как особая прорисовка кистей рук, кулаки, оружие, злое выражение лица, подчеркнутые признаки силы и мужества. Изображение зубов и острых элементов указывает на склонность к вербальной агрессии (крики, угрозы, ругательства), агрессивные позы и поднятая вверх рука – о склонности к применению физической силы. В таком случае желательно проконсультироваться у детского психолога.

Родителям нужно поговорить с ребенком спокойно, спросить, что изображено на его рисунке и что чувствуют персонажи, что там произошло и почему? И как он себя чувствует после рисунка? Что его пугает или злит?

Хочется предостеречь родителей от поспешной интерпретации детских рисунков и тем более постановки диагнозов. Хотя, на первый взгляд, в психологии детского рисунка разобраться несложно, существует множество нюансов, о которых знают только специалисты.

Детский рисунок – это всегда хороший повод для теплой беседы. Родителям нужно почаще говорить с ребенком о его чувствах и переживаниях, мыслях и эмоциях, мечтах и вдохновении. Так, ребенок учится не только строить предложения и развивает речь, но и учится быть в контакте с собой, осознавать собственные эмоции и управлять ими. Дети в рисунках пытаются понять свои внутренние переживания. И только от родителей зависит, сможет ли ребенок принять и правильно осмыслить жизненные ситуации и себя в этом мире.
 
 

Смотрите также

05.04 Состоялось родительское собрание для замещающих родителей
01.03 Согрей своим теплом. Эти дети хотят жить в семье
06.02 Для постановки в очередь на получение Путевки
06.02 Уважаемые родители!
06.02 Уважаемые родители!
12.01 Консультативно-психологическая помощь
25.12 22 декабря 2023 года состоялось итоговое собрание замещающих родителей
25.12 Согрей своим теплом. Эти дети хотят жить в семье
18.12 Согрей своим теплом. Эти дети хотят жить в семье
07.12 Согрей своим теплом. Эти дети хотят жить в семье
Дата публикации: 23 мая 2023


Рассматривая рисунки ребенка и наблюдая за ним в процессе рисования, можно узнать о его внутреннем мире, настроении, отношении к разным людям, самооценке и многом другом. Существует два рода показателей, которые являются объектом внимания психологов и подлежат интерпретации: первые связаны с тем, что нарисовано – содержательные признаки рисунка, вторые – с тем, как нарисовано – структурные и формальные признаки рисунка.

При рассмотрении рисунка ребенка в первую очередь родителям можно обратить внимание на следующие аспекты.

Размер рисунка. Как правило, дети, тревожные и с заниженной самооценкой, рисуют в нижнем краю листа мелкие фигурки, даже после завершения работы на листе остается много свободного места. Дети с завышенной самооценкой рисуют в верхней части листа и преимущественно крупные фигуры. Об эгоцентричности ребенка могут свидетельствовать очень крупные фигуры, занимающие весь лист и не вмещающиеся в его границы.

Характер нажима. Некоторые дети рисуют так, что карандаши и бумага «трещат». Чрезмерный нажим может свидетельствовать о внутреннем напряжении ребенка, он явно сдерживает много негативных эмоций. А бывает наоборот, дети еле касаются бумаги карандашом, линии у них получаются тонкие, едва заметные. На их рисунках могут быть не соединены все части фигур, например, ноги могут только подходить к туловищу, но не касаться его. Часто так рисуют дети тревожные, у которых не в порядке отношения в семье. Очень слабый нажим на карандаш, нечеткость линий у детей старше 5-6 лет, неспособность закрасить область внутри замкнутой линии, штриховка, выходящая далеко за контур или значительно не доходящая до контура, может указывать на имеющиеся неврологические нарушения, патологии зрения или опорно-двигательного аппарата, недостаточное развитие мелкой моторики. Родителям в таком случае стоит обратиться к педиатру и неврологу.

Выбираемые цвета. Использование в рисунке ярких цветов говорит о благоприятном эмоциональном фоне, а темных – о сниженном настроении. Показательно, например, когда ребенок рисует всех членов семьи одним цветом, а кого-то выделяет другим.

Попросите своего ребенка нарисовать что-нибудь. Например, свою семью, не перечисляйте членов семьи, не помогайте, не мешайте ему и наблюдайте: кого он нарисовал первым? – это самый значимый для него человек; кто ближе всех к нему самому? – с этими людьми он в более близких отношениях; кто дальше всех? – с тем у ребенка самые холодные отношения и т. д.

Показательным является, если ребенок пропустил кого-то из членов семьи, забыл нарисовать. Очень часто маленькие дети пропускают своих младших братьев и сестер – ревнуют, при этом, если спросить их, почему не нарисовал, они часто отвечают – потому что он или она гуляет на улице, спит и т. д.

Бывает так, что дети не рисуют сами себя, и это является тревожным знаком. Как правило, происходит это тогда, когда дети не чувствуют себя в семье важными и значимыми. Если дети пропускают кого-то из родителей –это можно интерпретировать по-разному: пропущенный член семьи уделяет мало внимания ребенку, или он боится этого родителя, психологически хочет исключить его из своего мира.

Важно также смотреть на сами фигуры. У всех ли есть глаза, уши, носы, рты, руки, ноги. Отсутствие рта и рук у какой-то фигуры может говорить о ее бесправности в семье. Резко очерченный рот с зубами – об агрессивности. Сильно прорисованные глаза, особенно с яркими зрачками – о страхе. Важно и нужно расспрашивать самого ребенка об особенностях рисунка. Так, например, мальчик 8 лет, на вопрос: почему на его рисунке семьи у брата самые длинные руки, ответил – потому что он дерется. Часто пейзажи с лесом, лужайкой или улицей без людей могут сигнализировать об одиночестве детей и проблемах в общении. Если ребенок рисует безлюдные пейзажи, скорее всего, у него не ладятся отношения со сверстниками.

Иногда рисунок может стать для родителей сигналом, что с ребенком не все в порядке и стоит обратиться к психологу или к врачу.

Например, дети могут рисовать разделенные на части фигуры, в которые встроены дополнительные технические предметы, руки и ноги не присоединены к туловищу, части тела как будто не связаны между собой. Ребенок не может нарисовать цельный рисунок человека. Это может говорить о личностном расстройстве или психических нарушениях.

На рисунке ребенок изображает внутренние органы. В расчет можно не брать изображения «сердечек». Однако, если ребенок часто и подробно рисует внутренние органы, родителям стоит проконсультироваться у психиатра.

На рисунках полностью отсутствуют люди и животные, а присутствуют только неодушевленные предметы или абстракции. Это может оказаться как признаком сложностей в общении и построении отношений, так и признаком неврологических нарушений, к примеру, аутистического спектра.

Акцент на агрессии. Большие зубы у животных, стреляющее оружие в руках у людей, изображение взрывов, страдающих людей и животных, разрушенных зданий, острые стрелы, направленные на человека. Большое количество красного и черного цвета на рисунках. Это может означать и сильный страх, и скрытую или открытую агрессию у ребенка, пережитое им насилие и след от сильно впечатлившей его ситуации или новости. На повышенную агрессивность может указывать наличие таких элементов в рисунке как особая прорисовка кистей рук, кулаки, оружие, злое выражение лица, подчеркнутые признаки силы и мужества. Изображение зубов и острых элементов указывает на склонность к вербальной агрессии (крики, угрозы, ругательства), агрессивные позы и поднятая вверх рука – о склонности к применению физической силы. В таком случае желательно проконсультироваться у детского психолога.

Родителям нужно поговорить с ребенком спокойно, спросить, что изображено на его рисунке и что чувствуют персонажи, что там произошло и почему? И как он себя чувствует после рисунка? Что его пугает или злит?

Хочется предостеречь родителей от поспешной интерпретации детских рисунков и тем более постановки диагнозов. Хотя, на первый взгляд, в психологии детского рисунка разобраться несложно, существует множество нюансов, о которых знают только специалисты.

Детский рисунок – это всегда хороший повод для теплой беседы. Родителям нужно почаще говорить с ребенком о его чувствах и переживаниях, мыслях и эмоциях, мечтах и вдохновении. Так, ребенок учится не только строить предложения и развивает речь, но и учится быть в контакте с собой, осознавать собственные эмоции и управлять ими. Дети в рисунках пытаются понять свои внутренние переживания. И только от родителей зависит, сможет ли ребенок принять и правильно осмыслить жизненные ситуации и себя в этом мире.



2019 © Официальный портал администрации МО Отрадненский район