Разделы    
Общий раздел
ТИК Отрадненская
Пенсионный фонд
Малое предпринимательство
Центр занятости населения
Отдел торговли и защиты прав потребителей
Туризм
Отдел капитального строительства и единого заказчика
Отдел МВД России по Отрадненскому району
МФЦ
Опека и попечительство
Роспотребнадзор информирует
Перечень земельных участков предназначенных для предоставления гражданам, имеющих трех и более детей
Отдел по делам несовершеннолетних
Антинарко
Управление сельского хозяйства
Управление социальной защиты населения
Работа Совета в 2024 году
Отдел земельных и имущественных отношений
Совет молодых депутатов
Стандарт развития конкуренции
Градостроительная деятельность
Бесплатная юридическая помощь
Финансовое управление
Молодежная политика
Финансовая грамотность
Отдел ГО и ЧС
Спорт
Информационные системы
Антимонопольный комплаенс
Инициативное бюджетирование
Общественная палата
Выплаты многодетным семьям
Отдел по квартирно-правовым вопросам
Информация для инвесторов
Грантовая поддержка и НКО
Культура
Жилищно-коммунальное хозяйство
Антитеррористическая комиссия
Фонд социального страхования
Структура администрации
Персональные данные
Образование
Единая Россия
Здравоохранение
Методические материалы
Страховой сектор
Государственные услуги
Графики приемов граждан
Ипотечное кредитование
Депутаты Совета
Итоги работы с обращениями граждан
Благодарненское сельское поселение

   Новости    
28.06 Все о выборах 12-13-14 сентября 2025 года.
27.06 Презентации семинара по ВЭД
27.06 16 тысяч кубанских семей получают ежемесячную выплату из средств материнского капитала
25.06 О проведении проекта «Мама-предприниматель»
24.06 Управлением социальной защиты населения в Отрадненском районе предоставляется государственная социальная помощь на основании социального контракта
24.06 Очередное заседание ТИК Отрадненская
23.06 41 тысяча жителей Кубани получают пенсию в повышенном размере за работу в сельском хозяйстве
23.06 27 июня 2025 года пройдет федеральный этап Всероссийской ярмарки трудоустройства «Работа в России. Время возможностей»
23.06 Вниманию предпринимателей!
20.06 Краевой конкурс лидеров туристской индустрии «Курортный Олимп – 2025»
18.06 На Кубани 6 тысяч будущих мам получают единое пособие в 2025 году
18.06 До 1 сентября все средства размещения должны пройти самооценку (самоклассификацию)
16.06 Малярия - тяжелое паразитарное заболевание
16.06 Энергетики повысили надежность более 50 километров линий электропередачи
16.06 О получении вознаграждения за добровольную сдачу незаконно хранящегося оружия
Главная » Новости » «О чем говорят детские рисунки?»

«О чем говорят детские рисунки?»  


«О чем говорят детские рисунки?»

23 мая 2023
Рассматривая рисунки ребенка и наблюдая за ним в процессе рисования, можно узнать о его внутреннем мире, настроении, отношении к разным людям, самооценке и многом другом. Существует два рода показателей, которые являются объектом внимания психологов и подлежат интерпретации: первые связаны с тем, что нарисовано – содержательные признаки рисунка, вторые – с тем, как нарисовано – структурные и формальные признаки рисунка.

При рассмотрении рисунка ребенка в первую очередь родителям можно обратить внимание на следующие аспекты.

Размер рисунка. Как правило, дети, тревожные и с заниженной самооценкой, рисуют в нижнем краю листа мелкие фигурки, даже после завершения работы на листе остается много свободного места. Дети с завышенной самооценкой рисуют в верхней части листа и преимущественно крупные фигуры. Об эгоцентричности ребенка могут свидетельствовать очень крупные фигуры, занимающие весь лист и не вмещающиеся в его границы.

Характер нажима. Некоторые дети рисуют так, что карандаши и бумага «трещат». Чрезмерный нажим может свидетельствовать о внутреннем напряжении ребенка, он явно сдерживает много негативных эмоций. А бывает наоборот, дети еле касаются бумаги карандашом, линии у них получаются тонкие, едва заметные. На их рисунках могут быть не соединены все части фигур, например, ноги могут только подходить к туловищу, но не касаться его. Часто так рисуют дети тревожные, у которых не в порядке отношения в семье. Очень слабый нажим на карандаш, нечеткость линий у детей старше 5-6 лет, неспособность закрасить область внутри замкнутой линии, штриховка, выходящая далеко за контур или значительно не доходящая до контура, может указывать на имеющиеся неврологические нарушения, патологии зрения или опорно-двигательного аппарата, недостаточное развитие мелкой моторики. Родителям в таком случае стоит обратиться к педиатру и неврологу.

Выбираемые цвета. Использование в рисунке ярких цветов говорит о благоприятном эмоциональном фоне, а темных – о сниженном настроении. Показательно, например, когда ребенок рисует всех членов семьи одним цветом, а кого-то выделяет другим.

Попросите своего ребенка нарисовать что-нибудь. Например, свою семью, не перечисляйте членов семьи, не помогайте, не мешайте ему и наблюдайте: кого он нарисовал первым? – это самый значимый для него человек; кто ближе всех к нему самому? – с этими людьми он в более близких отношениях; кто дальше всех? – с тем у ребенка самые холодные отношения и т. д.

Показательным является, если ребенок пропустил кого-то из членов семьи, забыл нарисовать. Очень часто маленькие дети пропускают своих младших братьев и сестер – ревнуют, при этом, если спросить их, почему не нарисовал, они часто отвечают – потому что он или она гуляет на улице, спит и т. д.

Бывает так, что дети не рисуют сами себя, и это является тревожным знаком. Как правило, происходит это тогда, когда дети не чувствуют себя в семье важными и значимыми. Если дети пропускают кого-то из родителей –это можно интерпретировать по-разному: пропущенный член семьи уделяет мало внимания ребенку, или он боится этого родителя, психологически хочет исключить его из своего мира.

Важно также смотреть на сами фигуры. У всех ли есть глаза, уши, носы, рты, руки, ноги. Отсутствие рта и рук у какой-то фигуры может говорить о ее бесправности в семье. Резко очерченный рот с зубами – об агрессивности. Сильно прорисованные глаза, особенно с яркими зрачками – о страхе. Важно и нужно расспрашивать самого ребенка об особенностях рисунка. Так, например, мальчик 8 лет, на вопрос: почему на его рисунке семьи у брата самые длинные руки, ответил – потому что он дерется. Часто пейзажи с лесом, лужайкой или улицей без людей могут сигнализировать об одиночестве детей и проблемах в общении. Если ребенок рисует безлюдные пейзажи, скорее всего, у него не ладятся отношения со сверстниками.

Иногда рисунок может стать для родителей сигналом, что с ребенком не все в порядке и стоит обратиться к психологу или к врачу.

Например, дети могут рисовать разделенные на части фигуры, в которые встроены дополнительные технические предметы, руки и ноги не присоединены к туловищу, части тела как будто не связаны между собой. Ребенок не может нарисовать цельный рисунок человека. Это может говорить о личностном расстройстве или психических нарушениях.

На рисунке ребенок изображает внутренние органы. В расчет можно не брать изображения «сердечек». Однако, если ребенок часто и подробно рисует внутренние органы, родителям стоит проконсультироваться у психиатра.

На рисунках полностью отсутствуют люди и животные, а присутствуют только неодушевленные предметы или абстракции. Это может оказаться как признаком сложностей в общении и построении отношений, так и признаком неврологических нарушений, к примеру, аутистического спектра.

Акцент на агрессии. Большие зубы у животных, стреляющее оружие в руках у людей, изображение взрывов, страдающих людей и животных, разрушенных зданий, острые стрелы, направленные на человека. Большое количество красного и черного цвета на рисунках. Это может означать и сильный страх, и скрытую или открытую агрессию у ребенка, пережитое им насилие и след от сильно впечатлившей его ситуации или новости. На повышенную агрессивность может указывать наличие таких элементов в рисунке как особая прорисовка кистей рук, кулаки, оружие, злое выражение лица, подчеркнутые признаки силы и мужества. Изображение зубов и острых элементов указывает на склонность к вербальной агрессии (крики, угрозы, ругательства), агрессивные позы и поднятая вверх рука – о склонности к применению физической силы. В таком случае желательно проконсультироваться у детского психолога.

Родителям нужно поговорить с ребенком спокойно, спросить, что изображено на его рисунке и что чувствуют персонажи, что там произошло и почему? И как он себя чувствует после рисунка? Что его пугает или злит?

Хочется предостеречь родителей от поспешной интерпретации детских рисунков и тем более постановки диагнозов. Хотя, на первый взгляд, в психологии детского рисунка разобраться несложно, существует множество нюансов, о которых знают только специалисты.

Детский рисунок – это всегда хороший повод для теплой беседы. Родителям нужно почаще говорить с ребенком о его чувствах и переживаниях, мыслях и эмоциях, мечтах и вдохновении. Так, ребенок учится не только строить предложения и развивает речь, но и учится быть в контакте с собой, осознавать собственные эмоции и управлять ими. Дети в рисунках пытаются понять свои внутренние переживания. И только от родителей зависит, сможет ли ребенок принять и правильно осмыслить жизненные ситуации и себя в этом мире.
 
 

Смотрите также

27.05 Внимание, рoдители! В период летних каникул напомните ребенку o правилах безопасности!
26.03 Согрей своим теплом. Эти дети хотят жить в семье
12.03 Кибербуллинг
05.03 Согрей своим теплом. Эти дети хотят жить в семье
05.03 О безопасности детей в сети Интернет
25.02 Информация о деятелтности обособленного подразделения в Отрадненском районе
24.02 Согрей своим теплом. Эти дети хотят жить в семье
03.02 Согрей своим теплом. Эти дети хотят жить в семье
14.01 Согрей своим теплом. Эти дети хотят жить в семье
18.11 Отдел опеки и попечительства информируют, что 20 ноября 2024 года проводится День правовой помощи детям
Дата публикации: 23 мая 2023


Рассматривая рисунки ребенка и наблюдая за ним в процессе рисования, можно узнать о его внутреннем мире, настроении, отношении к разным людям, самооценке и многом другом. Существует два рода показателей, которые являются объектом внимания психологов и подлежат интерпретации: первые связаны с тем, что нарисовано – содержательные признаки рисунка, вторые – с тем, как нарисовано – структурные и формальные признаки рисунка.

При рассмотрении рисунка ребенка в первую очередь родителям можно обратить внимание на следующие аспекты.

Размер рисунка. Как правило, дети, тревожные и с заниженной самооценкой, рисуют в нижнем краю листа мелкие фигурки, даже после завершения работы на листе остается много свободного места. Дети с завышенной самооценкой рисуют в верхней части листа и преимущественно крупные фигуры. Об эгоцентричности ребенка могут свидетельствовать очень крупные фигуры, занимающие весь лист и не вмещающиеся в его границы.

Характер нажима. Некоторые дети рисуют так, что карандаши и бумага «трещат». Чрезмерный нажим может свидетельствовать о внутреннем напряжении ребенка, он явно сдерживает много негативных эмоций. А бывает наоборот, дети еле касаются бумаги карандашом, линии у них получаются тонкие, едва заметные. На их рисунках могут быть не соединены все части фигур, например, ноги могут только подходить к туловищу, но не касаться его. Часто так рисуют дети тревожные, у которых не в порядке отношения в семье. Очень слабый нажим на карандаш, нечеткость линий у детей старше 5-6 лет, неспособность закрасить область внутри замкнутой линии, штриховка, выходящая далеко за контур или значительно не доходящая до контура, может указывать на имеющиеся неврологические нарушения, патологии зрения или опорно-двигательного аппарата, недостаточное развитие мелкой моторики. Родителям в таком случае стоит обратиться к педиатру и неврологу.

Выбираемые цвета. Использование в рисунке ярких цветов говорит о благоприятном эмоциональном фоне, а темных – о сниженном настроении. Показательно, например, когда ребенок рисует всех членов семьи одним цветом, а кого-то выделяет другим.

Попросите своего ребенка нарисовать что-нибудь. Например, свою семью, не перечисляйте членов семьи, не помогайте, не мешайте ему и наблюдайте: кого он нарисовал первым? – это самый значимый для него человек; кто ближе всех к нему самому? – с этими людьми он в более близких отношениях; кто дальше всех? – с тем у ребенка самые холодные отношения и т. д.

Показательным является, если ребенок пропустил кого-то из членов семьи, забыл нарисовать. Очень часто маленькие дети пропускают своих младших братьев и сестер – ревнуют, при этом, если спросить их, почему не нарисовал, они часто отвечают – потому что он или она гуляет на улице, спит и т. д.

Бывает так, что дети не рисуют сами себя, и это является тревожным знаком. Как правило, происходит это тогда, когда дети не чувствуют себя в семье важными и значимыми. Если дети пропускают кого-то из родителей –это можно интерпретировать по-разному: пропущенный член семьи уделяет мало внимания ребенку, или он боится этого родителя, психологически хочет исключить его из своего мира.

Важно также смотреть на сами фигуры. У всех ли есть глаза, уши, носы, рты, руки, ноги. Отсутствие рта и рук у какой-то фигуры может говорить о ее бесправности в семье. Резко очерченный рот с зубами – об агрессивности. Сильно прорисованные глаза, особенно с яркими зрачками – о страхе. Важно и нужно расспрашивать самого ребенка об особенностях рисунка. Так, например, мальчик 8 лет, на вопрос: почему на его рисунке семьи у брата самые длинные руки, ответил – потому что он дерется. Часто пейзажи с лесом, лужайкой или улицей без людей могут сигнализировать об одиночестве детей и проблемах в общении. Если ребенок рисует безлюдные пейзажи, скорее всего, у него не ладятся отношения со сверстниками.

Иногда рисунок может стать для родителей сигналом, что с ребенком не все в порядке и стоит обратиться к психологу или к врачу.

Например, дети могут рисовать разделенные на части фигуры, в которые встроены дополнительные технические предметы, руки и ноги не присоединены к туловищу, части тела как будто не связаны между собой. Ребенок не может нарисовать цельный рисунок человека. Это может говорить о личностном расстройстве или психических нарушениях.

На рисунке ребенок изображает внутренние органы. В расчет можно не брать изображения «сердечек». Однако, если ребенок часто и подробно рисует внутренние органы, родителям стоит проконсультироваться у психиатра.

На рисунках полностью отсутствуют люди и животные, а присутствуют только неодушевленные предметы или абстракции. Это может оказаться как признаком сложностей в общении и построении отношений, так и признаком неврологических нарушений, к примеру, аутистического спектра.

Акцент на агрессии. Большие зубы у животных, стреляющее оружие в руках у людей, изображение взрывов, страдающих людей и животных, разрушенных зданий, острые стрелы, направленные на человека. Большое количество красного и черного цвета на рисунках. Это может означать и сильный страх, и скрытую или открытую агрессию у ребенка, пережитое им насилие и след от сильно впечатлившей его ситуации или новости. На повышенную агрессивность может указывать наличие таких элементов в рисунке как особая прорисовка кистей рук, кулаки, оружие, злое выражение лица, подчеркнутые признаки силы и мужества. Изображение зубов и острых элементов указывает на склонность к вербальной агрессии (крики, угрозы, ругательства), агрессивные позы и поднятая вверх рука – о склонности к применению физической силы. В таком случае желательно проконсультироваться у детского психолога.

Родителям нужно поговорить с ребенком спокойно, спросить, что изображено на его рисунке и что чувствуют персонажи, что там произошло и почему? И как он себя чувствует после рисунка? Что его пугает или злит?

Хочется предостеречь родителей от поспешной интерпретации детских рисунков и тем более постановки диагнозов. Хотя, на первый взгляд, в психологии детского рисунка разобраться несложно, существует множество нюансов, о которых знают только специалисты.

Детский рисунок – это всегда хороший повод для теплой беседы. Родителям нужно почаще говорить с ребенком о его чувствах и переживаниях, мыслях и эмоциях, мечтах и вдохновении. Так, ребенок учится не только строить предложения и развивает речь, но и учится быть в контакте с собой, осознавать собственные эмоции и управлять ими. Дети в рисунках пытаются понять свои внутренние переживания. И только от родителей зависит, сможет ли ребенок принять и правильно осмыслить жизненные ситуации и себя в этом мире.

Отрадная
Главная » Новости » «О чем говорят детские рисунки?»

«О чем говорят детские рисунки?»  


«О чем говорят детские рисунки?»

23 мая 2023
Рассматривая рисунки ребенка и наблюдая за ним в процессе рисования, можно узнать о его внутреннем мире, настроении, отношении к разным людям, самооценке и многом другом. Существует два рода показателей, которые являются объектом внимания психологов и подлежат интерпретации: первые связаны с тем, что нарисовано – содержательные признаки рисунка, вторые – с тем, как нарисовано – структурные и формальные признаки рисунка.

При рассмотрении рисунка ребенка в первую очередь родителям можно обратить внимание на следующие аспекты.

Размер рисунка. Как правило, дети, тревожные и с заниженной самооценкой, рисуют в нижнем краю листа мелкие фигурки, даже после завершения работы на листе остается много свободного места. Дети с завышенной самооценкой рисуют в верхней части листа и преимущественно крупные фигуры. Об эгоцентричности ребенка могут свидетельствовать очень крупные фигуры, занимающие весь лист и не вмещающиеся в его границы.

Характер нажима. Некоторые дети рисуют так, что карандаши и бумага «трещат». Чрезмерный нажим может свидетельствовать о внутреннем напряжении ребенка, он явно сдерживает много негативных эмоций. А бывает наоборот, дети еле касаются бумаги карандашом, линии у них получаются тонкие, едва заметные. На их рисунках могут быть не соединены все части фигур, например, ноги могут только подходить к туловищу, но не касаться его. Часто так рисуют дети тревожные, у которых не в порядке отношения в семье. Очень слабый нажим на карандаш, нечеткость линий у детей старше 5-6 лет, неспособность закрасить область внутри замкнутой линии, штриховка, выходящая далеко за контур или значительно не доходящая до контура, может указывать на имеющиеся неврологические нарушения, патологии зрения или опорно-двигательного аппарата, недостаточное развитие мелкой моторики. Родителям в таком случае стоит обратиться к педиатру и неврологу.

Выбираемые цвета. Использование в рисунке ярких цветов говорит о благоприятном эмоциональном фоне, а темных – о сниженном настроении. Показательно, например, когда ребенок рисует всех членов семьи одним цветом, а кого-то выделяет другим.

Попросите своего ребенка нарисовать что-нибудь. Например, свою семью, не перечисляйте членов семьи, не помогайте, не мешайте ему и наблюдайте: кого он нарисовал первым? – это самый значимый для него человек; кто ближе всех к нему самому? – с этими людьми он в более близких отношениях; кто дальше всех? – с тем у ребенка самые холодные отношения и т. д.

Показательным является, если ребенок пропустил кого-то из членов семьи, забыл нарисовать. Очень часто маленькие дети пропускают своих младших братьев и сестер – ревнуют, при этом, если спросить их, почему не нарисовал, они часто отвечают – потому что он или она гуляет на улице, спит и т. д.

Бывает так, что дети не рисуют сами себя, и это является тревожным знаком. Как правило, происходит это тогда, когда дети не чувствуют себя в семье важными и значимыми. Если дети пропускают кого-то из родителей –это можно интерпретировать по-разному: пропущенный член семьи уделяет мало внимания ребенку, или он боится этого родителя, психологически хочет исключить его из своего мира.

Важно также смотреть на сами фигуры. У всех ли есть глаза, уши, носы, рты, руки, ноги. Отсутствие рта и рук у какой-то фигуры может говорить о ее бесправности в семье. Резко очерченный рот с зубами – об агрессивности. Сильно прорисованные глаза, особенно с яркими зрачками – о страхе. Важно и нужно расспрашивать самого ребенка об особенностях рисунка. Так, например, мальчик 8 лет, на вопрос: почему на его рисунке семьи у брата самые длинные руки, ответил – потому что он дерется. Часто пейзажи с лесом, лужайкой или улицей без людей могут сигнализировать об одиночестве детей и проблемах в общении. Если ребенок рисует безлюдные пейзажи, скорее всего, у него не ладятся отношения со сверстниками.

Иногда рисунок может стать для родителей сигналом, что с ребенком не все в порядке и стоит обратиться к психологу или к врачу.

Например, дети могут рисовать разделенные на части фигуры, в которые встроены дополнительные технические предметы, руки и ноги не присоединены к туловищу, части тела как будто не связаны между собой. Ребенок не может нарисовать цельный рисунок человека. Это может говорить о личностном расстройстве или психических нарушениях.

На рисунке ребенок изображает внутренние органы. В расчет можно не брать изображения «сердечек». Однако, если ребенок часто и подробно рисует внутренние органы, родителям стоит проконсультироваться у психиатра.

На рисунках полностью отсутствуют люди и животные, а присутствуют только неодушевленные предметы или абстракции. Это может оказаться как признаком сложностей в общении и построении отношений, так и признаком неврологических нарушений, к примеру, аутистического спектра.

Акцент на агрессии. Большие зубы у животных, стреляющее оружие в руках у людей, изображение взрывов, страдающих людей и животных, разрушенных зданий, острые стрелы, направленные на человека. Большое количество красного и черного цвета на рисунках. Это может означать и сильный страх, и скрытую или открытую агрессию у ребенка, пережитое им насилие и след от сильно впечатлившей его ситуации или новости. На повышенную агрессивность может указывать наличие таких элементов в рисунке как особая прорисовка кистей рук, кулаки, оружие, злое выражение лица, подчеркнутые признаки силы и мужества. Изображение зубов и острых элементов указывает на склонность к вербальной агрессии (крики, угрозы, ругательства), агрессивные позы и поднятая вверх рука – о склонности к применению физической силы. В таком случае желательно проконсультироваться у детского психолога.

Родителям нужно поговорить с ребенком спокойно, спросить, что изображено на его рисунке и что чувствуют персонажи, что там произошло и почему? И как он себя чувствует после рисунка? Что его пугает или злит?

Хочется предостеречь родителей от поспешной интерпретации детских рисунков и тем более постановки диагнозов. Хотя, на первый взгляд, в психологии детского рисунка разобраться несложно, существует множество нюансов, о которых знают только специалисты.

Детский рисунок – это всегда хороший повод для теплой беседы. Родителям нужно почаще говорить с ребенком о его чувствах и переживаниях, мыслях и эмоциях, мечтах и вдохновении. Так, ребенок учится не только строить предложения и развивает речь, но и учится быть в контакте с собой, осознавать собственные эмоции и управлять ими. Дети в рисунках пытаются понять свои внутренние переживания. И только от родителей зависит, сможет ли ребенок принять и правильно осмыслить жизненные ситуации и себя в этом мире.
 
 

Смотрите также

27.05 Внимание, рoдители! В период летних каникул напомните ребенку o правилах безопасности!
26.03 Согрей своим теплом. Эти дети хотят жить в семье
12.03 Кибербуллинг
05.03 Согрей своим теплом. Эти дети хотят жить в семье
05.03 О безопасности детей в сети Интернет
25.02 Информация о деятелтности обособленного подразделения в Отрадненском районе
24.02 Согрей своим теплом. Эти дети хотят жить в семье
03.02 Согрей своим теплом. Эти дети хотят жить в семье
14.01 Согрей своим теплом. Эти дети хотят жить в семье
18.11 Отдел опеки и попечительства информируют, что 20 ноября 2024 года проводится День правовой помощи детям
Дата публикации: 23 мая 2023


Рассматривая рисунки ребенка и наблюдая за ним в процессе рисования, можно узнать о его внутреннем мире, настроении, отношении к разным людям, самооценке и многом другом. Существует два рода показателей, которые являются объектом внимания психологов и подлежат интерпретации: первые связаны с тем, что нарисовано – содержательные признаки рисунка, вторые – с тем, как нарисовано – структурные и формальные признаки рисунка.

При рассмотрении рисунка ребенка в первую очередь родителям можно обратить внимание на следующие аспекты.

Размер рисунка. Как правило, дети, тревожные и с заниженной самооценкой, рисуют в нижнем краю листа мелкие фигурки, даже после завершения работы на листе остается много свободного места. Дети с завышенной самооценкой рисуют в верхней части листа и преимущественно крупные фигуры. Об эгоцентричности ребенка могут свидетельствовать очень крупные фигуры, занимающие весь лист и не вмещающиеся в его границы.

Характер нажима. Некоторые дети рисуют так, что карандаши и бумага «трещат». Чрезмерный нажим может свидетельствовать о внутреннем напряжении ребенка, он явно сдерживает много негативных эмоций. А бывает наоборот, дети еле касаются бумаги карандашом, линии у них получаются тонкие, едва заметные. На их рисунках могут быть не соединены все части фигур, например, ноги могут только подходить к туловищу, но не касаться его. Часто так рисуют дети тревожные, у которых не в порядке отношения в семье. Очень слабый нажим на карандаш, нечеткость линий у детей старше 5-6 лет, неспособность закрасить область внутри замкнутой линии, штриховка, выходящая далеко за контур или значительно не доходящая до контура, может указывать на имеющиеся неврологические нарушения, патологии зрения или опорно-двигательного аппарата, недостаточное развитие мелкой моторики. Родителям в таком случае стоит обратиться к педиатру и неврологу.

Выбираемые цвета. Использование в рисунке ярких цветов говорит о благоприятном эмоциональном фоне, а темных – о сниженном настроении. Показательно, например, когда ребенок рисует всех членов семьи одним цветом, а кого-то выделяет другим.

Попросите своего ребенка нарисовать что-нибудь. Например, свою семью, не перечисляйте членов семьи, не помогайте, не мешайте ему и наблюдайте: кого он нарисовал первым? – это самый значимый для него человек; кто ближе всех к нему самому? – с этими людьми он в более близких отношениях; кто дальше всех? – с тем у ребенка самые холодные отношения и т. д.

Показательным является, если ребенок пропустил кого-то из членов семьи, забыл нарисовать. Очень часто маленькие дети пропускают своих младших братьев и сестер – ревнуют, при этом, если спросить их, почему не нарисовал, они часто отвечают – потому что он или она гуляет на улице, спит и т. д.

Бывает так, что дети не рисуют сами себя, и это является тревожным знаком. Как правило, происходит это тогда, когда дети не чувствуют себя в семье важными и значимыми. Если дети пропускают кого-то из родителей –это можно интерпретировать по-разному: пропущенный член семьи уделяет мало внимания ребенку, или он боится этого родителя, психологически хочет исключить его из своего мира.

Важно также смотреть на сами фигуры. У всех ли есть глаза, уши, носы, рты, руки, ноги. Отсутствие рта и рук у какой-то фигуры может говорить о ее бесправности в семье. Резко очерченный рот с зубами – об агрессивности. Сильно прорисованные глаза, особенно с яркими зрачками – о страхе. Важно и нужно расспрашивать самого ребенка об особенностях рисунка. Так, например, мальчик 8 лет, на вопрос: почему на его рисунке семьи у брата самые длинные руки, ответил – потому что он дерется. Часто пейзажи с лесом, лужайкой или улицей без людей могут сигнализировать об одиночестве детей и проблемах в общении. Если ребенок рисует безлюдные пейзажи, скорее всего, у него не ладятся отношения со сверстниками.

Иногда рисунок может стать для родителей сигналом, что с ребенком не все в порядке и стоит обратиться к психологу или к врачу.

Например, дети могут рисовать разделенные на части фигуры, в которые встроены дополнительные технические предметы, руки и ноги не присоединены к туловищу, части тела как будто не связаны между собой. Ребенок не может нарисовать цельный рисунок человека. Это может говорить о личностном расстройстве или психических нарушениях.

На рисунке ребенок изображает внутренние органы. В расчет можно не брать изображения «сердечек». Однако, если ребенок часто и подробно рисует внутренние органы, родителям стоит проконсультироваться у психиатра.

На рисунках полностью отсутствуют люди и животные, а присутствуют только неодушевленные предметы или абстракции. Это может оказаться как признаком сложностей в общении и построении отношений, так и признаком неврологических нарушений, к примеру, аутистического спектра.

Акцент на агрессии. Большие зубы у животных, стреляющее оружие в руках у людей, изображение взрывов, страдающих людей и животных, разрушенных зданий, острые стрелы, направленные на человека. Большое количество красного и черного цвета на рисунках. Это может означать и сильный страх, и скрытую или открытую агрессию у ребенка, пережитое им насилие и след от сильно впечатлившей его ситуации или новости. На повышенную агрессивность может указывать наличие таких элементов в рисунке как особая прорисовка кистей рук, кулаки, оружие, злое выражение лица, подчеркнутые признаки силы и мужества. Изображение зубов и острых элементов указывает на склонность к вербальной агрессии (крики, угрозы, ругательства), агрессивные позы и поднятая вверх рука – о склонности к применению физической силы. В таком случае желательно проконсультироваться у детского психолога.

Родителям нужно поговорить с ребенком спокойно, спросить, что изображено на его рисунке и что чувствуют персонажи, что там произошло и почему? И как он себя чувствует после рисунка? Что его пугает или злит?

Хочется предостеречь родителей от поспешной интерпретации детских рисунков и тем более постановки диагнозов. Хотя, на первый взгляд, в психологии детского рисунка разобраться несложно, существует множество нюансов, о которых знают только специалисты.

Детский рисунок – это всегда хороший повод для теплой беседы. Родителям нужно почаще говорить с ребенком о его чувствах и переживаниях, мыслях и эмоциях, мечтах и вдохновении. Так, ребенок учится не только строить предложения и развивает речь, но и учится быть в контакте с собой, осознавать собственные эмоции и управлять ими. Дети в рисунках пытаются понять свои внутренние переживания. И только от родителей зависит, сможет ли ребенок принять и правильно осмыслить жизненные ситуации и себя в этом мире.



2019 © Официальный портал администрации МО Отрадненский район