Справочная информация    
Отрадненцы в Великой Отечественной Войне
Грантовая поддержка и НКО
Ипотечное кредитование
Малое предпринимательство
ТИК Отрадненская
Стандарт развития конкуренции
Финансовая грамотность
Дополнительная информация
Поддержка инновационных проектов
Градостроительная деятельность
Страховой сектор
«Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций – получателей поддержки в муниципальном образовании Отрадненский район
Реестр озелененных территорий
Цены и тарифы
Государственные услуги
Контрольно-счетная палата муниципального образования Отрадненский район
Проверки
Перечень земельных участков предназначенных для предоставления гражданам, имеющих трех и более детей
Банковский сектор
Подключения к системам теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения
Работа с несостоятельными предприятиями
Бесплатная юридическая помощь
Инициативное бюджетирование
Антимонопольный комплаенс
Проектное управление
Имущественная поддержка бизнеса
Индивидуальный план социально-экономического развития муниципального образования Отрадненский район
Телефоны «горячей линии» администрации муниципального образования Отрадненский район и социальных учреждений ст. Отрадной
График приема граждан в режиме видео конференцсвязи
Центр поддержки экспорта Краснодарского края
Общественная палата
Выплаты многодетным семьям
Главная » Справочная информация » Отрадненцы в Великой Отечественной Войне

Отрадненцы в Великой Отечественной Войне  


Отрадненцы в Великой Отечественной Войне

Летом 1941, с началом войны, многие казаки-кубанцы были мобилизованы. На хуторе Урупский, где размещались старые казачьи лагеря, из них была сформирована 50 кавалерийская дивизия. Вместе с 53-й кавдивизией (формировалась на Ставропольщине) в конце июля она вошла в состав Конной группы генерала Л.М. Доватора. 19 ноября 41-го 4-й кавалерийский эскадрон 37 кавалерийского полка 50-й дивизии держал оборону у деревни Федюково, на Волоколамском шоссе. К вечеру того дня на поле боя оставалось более двух десятков сгоревших немецких танков. Оборонявшиеся, свыше 30 кавалеристов, погибли. Враг в этот день не прошел к Москве. Более 60 лет имена погибших были неизвестны. Но благодаря настойчивости их потомков, фамилии погибших были опубликованы в статье Виктора Баранца на страницах газеты «Комсомольская Правда». По моему запросу в Краснодарский краевой комиссариат было сообщено, что перед наступлением немцев на Кавказ, списки мобилизованных были уничтожены. Среди героев - много фамилий наших кубанцев. Вот только имена и отчества их обозначены инициалами. По поручению Президента РФ Медведева Д.А. этим вопросом сейчас занимаются сотрудники МО РФ. Но им нужна помощь от живых родственников тех, что погибли. Прошу оказать посильную помощь в публикации списков 4-го эскадрона, с надеждой, что откликнутся их родственники.

Ветеран Вооружённых сил СССР, капитан 1 ранга в отставке Богдашко Филипп Николаевич

Жарковский бой

По материалам книги Владимира Абызова "Доватор" Москва 1988 год. Издательство политической литературы.

В ходе сражения за Москву, противник, не добившись успеха на участке 47 Новокубанского полка, обошел полк слева и начал наступление на железнодорожный разъезд Жарковский, где занял оборону 37-й Армавирский и 43-й Лабинские полки.

От разъезда вдоль железнодорожного полотно тянулись штабеля строевого леса и поленницы дров, приготовленные к отправке. Вот здесь и развернулось сражение воинов - кавалеристов с только что, прибывшей на фронт 101-й гитлеровской пехотной дивизией, которую активно поддерживали, артиллерия, авиация, и танки. Это сражение вошло в летопись кавгруппы Доватора, как "Жарковский бой".

Первыми вошли в соприкосновение с противником лабинцы. На их позиции противник бросил несколько батальонов пехоты, впереди которой шли танки.

Артиллеристы открыли огонь и вскоре два танка с перебитыми гусеницами закрутились на месте.

Кавалеристы дружно ударили по пехоте из пулеметов и винтовок.

Еще одну атаку гитлеровцы предприняли на другом участке полка. Двум танкам удалось прорваться к линии обороны доваторцев, но их подожгли бутылками с горючей смесью.

Еще один танк подбили артиллеристы. Казалось что, гитлеровцы потеряв значительное количество личного состава и техники, откажутся от дальнейших попыток, атаковать позиции полка.

Однако, когда солнце уже катилось к закату, на поле боя показались вражеские всадники.
Командир лабинцев подполковник Георгий Иванович Смирнов произнес.

- А вот тут мы посмотрим, чья возьмет! И тот час дал команду сесть на коней.

Кавалеристы доваторцы, ринулись в сабельную атаку, на высокой скорости. Застоявшиеся кони несли их во весь опор.

С обеих сторон смолкла артиллерия, перестали строчить пулеметы. По широкому полю, с нарастающим гулом неслись друг на друга, две конные лавины. Вот они встретились, сшиблись на полном скаку. Звенели в вечерней тишине клинки, что-то кричали люди, раздавалось конское ржание, пронзительное щемящее. Сначала бой шел на равных, немало полегло в нем кавалеристов с обеих сторон. Но вот из леса вылетели эскадроны армавирцев, и ударили по врагу с флангов. Исход боя был предрешен+"

Это был единственный встречный бой немецкой кавалерии с советской кавалерией, после чего, был отдан приказ избегать встречного кавалерийского боя, а кавалерия, еще не раз атакуя пехоту в конном строю, показала свое боевое превосходство над противником.

Рано похоронили 4 эскадрон

В том бою принимали непосредственное участие мой отец рядовой Богдашко Николай Иванович и наш родственник-муж сестры отца пом.ком.взвода Шаповалов Василий Григорьевич. Отец не любил рассказывать о войне, слишком остра была утрата о своих однополчанах, о погибшем в ту войну старшем брате Богдашко Дмитрии Ивановиче. И вот, благодаря статье В. Боронца, я узнал о подвиге моих земляков из станицы Передовая Удобненского района. Не все они погибли.Потери 24 человека,по моему мнению, следует относить в целом, к потерям 37 полка. Если посмотреть ведомости на выдачу денежного довольствия за декабрь - в списке отсутствуют: пом.ком.взвода Шаповалов В.Г.(потерявший ногу в том бою, в декабре 41 был доставлен в Передовую), ком.отд. Кутья Н.А.(погиб в декабре 41), рядовые Индюков А.М., Шевченко Н.К., Яценко А.М., Черничко М.К, Подкидыш Е.Н., Ершов Н.Н., Лахвицкий Н.А., Романов П.М., Родионов А.И. (последние 9 человек погибли,поскольку далее они по спискам не прослеживаются). Также, в декабрьской ведомости отсутствуют пом.ком.взвода Емельяненко Н.С., Носач И.Я., Зруев И.П.(погиб в декабре 41-го), Марыныч А.П., Мамкин Д.Я., которые, по всей видимости, находились на излечении. Просматривая указы о награждениях, следует отметить, что подвиг доваторцев в то время остался незамеченным (так, по крайней мере, в своих воспоминаниях оговорился И.А. Плиев, принявший командование корпусом после гибели Льва Доватора).

Прекрасные слова произнёс Верховный Главнокомандующий - "... История России это наше прошлое, настоящее и будущее! Это наше достояние! Защита истории России-это дело нашего общества, нашего государства и каждого из нас!" (газета "Лидер" 8(50), декабрь, 2009г.)

Такие подвиги должны быть достоянием гласности, чего так не хватает сегодня.

Вспомним всех поименно...

Не так давно правление кубанского землячества в Москве с участием Межрегиональной казачьей общины «пустило шапку» по кругу и на добровольные пожертвования установило памятный знак (крест) на месте подвига погибшего эскадрона. Секретарь правления землячества Иван Малюкин сообщил в «КП», что депутат Госдумы от Краснодарского края Борис Кибирев обратился к губернатору Александру Ткачеву с просьбой представить героев-кубанцев к государственным наградам.

А скоро рядом с памятным крестом у деревни Федюкино появятся часовня и каменная плита. На мраморе будут высечены фамилии всех 37 кубанцев. Вот они:

1. М. Г. Ильенко - младший политрук
2. Н. В. Бабаков (помкомвзвода)
3. К. Д. Бабура
4. Н. И. Богодашко
5. Л. П. Вьюнов
6. А. П. Гуров
7. Н. С. Емельяненко - командир отделения
8. А. Н. Емельянов
9. Н. Н. Ершов
10. А. С. Желянов
11. И. П. Зруев
12. А. М. Индюков
13. И. Ц. Ильченко
14. И. Н. Киричков
15. В. К. Козырев
16. Е. М. Коновалов
17. Н. А. Кутья - командир отделения
18. Н. А. Лахвицкий
19. Д. Я. Мамкин
20. А. П. Маринич
21. П. Я. Меюс
22. И. Я. Носоч
23. Г. Т. Онищенко
24. В. И. Питонин
25. С. П. Подкидышев
26. Л. Г. Полупанов - командир отделения
27. П. Я. Радченко
28. А. И. Родионов
29. А. Ф. Родомахов
30. П. М. Романов
31. Г. А. Савченко
32. А. А. Сафарьян
33. В. Сивирин
34. М. К. Черничко
35. В. Г. Шаповалов
36. Н. К. Шевченко
37. Н. С. Яценко.

Последнее обновление: 07.05.2010 04:38

Версия для печати

Отрадная
Главная » Справочная информация » Отрадненцы в Великой Отечественной Войне

Отрадненцы в Великой Отечественной Войне  


Отрадненцы в Великой Отечественной Войне

Летом 1941, с началом войны, многие казаки-кубанцы были мобилизованы. На хуторе Урупский, где размещались старые казачьи лагеря, из них была сформирована 50 кавалерийская дивизия. Вместе с 53-й кавдивизией (формировалась на Ставропольщине) в конце июля она вошла в состав Конной группы генерала Л.М. Доватора. 19 ноября 41-го 4-й кавалерийский эскадрон 37 кавалерийского полка 50-й дивизии держал оборону у деревни Федюково, на Волоколамском шоссе. К вечеру того дня на поле боя оставалось более двух десятков сгоревших немецких танков. Оборонявшиеся, свыше 30 кавалеристов, погибли. Враг в этот день не прошел к Москве. Более 60 лет имена погибших были неизвестны. Но благодаря настойчивости их потомков, фамилии погибших были опубликованы в статье Виктора Баранца на страницах газеты «Комсомольская Правда». По моему запросу в Краснодарский краевой комиссариат было сообщено, что перед наступлением немцев на Кавказ, списки мобилизованных были уничтожены. Среди героев - много фамилий наших кубанцев. Вот только имена и отчества их обозначены инициалами. По поручению Президента РФ Медведева Д.А. этим вопросом сейчас занимаются сотрудники МО РФ. Но им нужна помощь от живых родственников тех, что погибли. Прошу оказать посильную помощь в публикации списков 4-го эскадрона, с надеждой, что откликнутся их родственники.

Ветеран Вооружённых сил СССР, капитан 1 ранга в отставке Богдашко Филипп Николаевич

Жарковский бой

По материалам книги Владимира Абызова "Доватор" Москва 1988 год. Издательство политической литературы.

В ходе сражения за Москву, противник, не добившись успеха на участке 47 Новокубанского полка, обошел полк слева и начал наступление на железнодорожный разъезд Жарковский, где занял оборону 37-й Армавирский и 43-й Лабинские полки.

От разъезда вдоль железнодорожного полотно тянулись штабеля строевого леса и поленницы дров, приготовленные к отправке. Вот здесь и развернулось сражение воинов - кавалеристов с только что, прибывшей на фронт 101-й гитлеровской пехотной дивизией, которую активно поддерживали, артиллерия, авиация, и танки. Это сражение вошло в летопись кавгруппы Доватора, как "Жарковский бой".

Первыми вошли в соприкосновение с противником лабинцы. На их позиции противник бросил несколько батальонов пехоты, впереди которой шли танки.

Артиллеристы открыли огонь и вскоре два танка с перебитыми гусеницами закрутились на месте.

Кавалеристы дружно ударили по пехоте из пулеметов и винтовок.

Еще одну атаку гитлеровцы предприняли на другом участке полка. Двум танкам удалось прорваться к линии обороны доваторцев, но их подожгли бутылками с горючей смесью.

Еще один танк подбили артиллеристы. Казалось что, гитлеровцы потеряв значительное количество личного состава и техники, откажутся от дальнейших попыток, атаковать позиции полка.

Однако, когда солнце уже катилось к закату, на поле боя показались вражеские всадники.
Командир лабинцев подполковник Георгий Иванович Смирнов произнес.

- А вот тут мы посмотрим, чья возьмет! И тот час дал команду сесть на коней.

Кавалеристы доваторцы, ринулись в сабельную атаку, на высокой скорости. Застоявшиеся кони несли их во весь опор.

С обеих сторон смолкла артиллерия, перестали строчить пулеметы. По широкому полю, с нарастающим гулом неслись друг на друга, две конные лавины. Вот они встретились, сшиблись на полном скаку. Звенели в вечерней тишине клинки, что-то кричали люди, раздавалось конское ржание, пронзительное щемящее. Сначала бой шел на равных, немало полегло в нем кавалеристов с обеих сторон. Но вот из леса вылетели эскадроны армавирцев, и ударили по врагу с флангов. Исход боя был предрешен+"

Это был единственный встречный бой немецкой кавалерии с советской кавалерией, после чего, был отдан приказ избегать встречного кавалерийского боя, а кавалерия, еще не раз атакуя пехоту в конном строю, показала свое боевое превосходство над противником.

Рано похоронили 4 эскадрон

В том бою принимали непосредственное участие мой отец рядовой Богдашко Николай Иванович и наш родственник-муж сестры отца пом.ком.взвода Шаповалов Василий Григорьевич. Отец не любил рассказывать о войне, слишком остра была утрата о своих однополчанах, о погибшем в ту войну старшем брате Богдашко Дмитрии Ивановиче. И вот, благодаря статье В. Боронца, я узнал о подвиге моих земляков из станицы Передовая Удобненского района. Не все они погибли.Потери 24 человека,по моему мнению, следует относить в целом, к потерям 37 полка. Если посмотреть ведомости на выдачу денежного довольствия за декабрь - в списке отсутствуют: пом.ком.взвода Шаповалов В.Г.(потерявший ногу в том бою, в декабре 41 был доставлен в Передовую), ком.отд. Кутья Н.А.(погиб в декабре 41), рядовые Индюков А.М., Шевченко Н.К., Яценко А.М., Черничко М.К, Подкидыш Е.Н., Ершов Н.Н., Лахвицкий Н.А., Романов П.М., Родионов А.И. (последние 9 человек погибли,поскольку далее они по спискам не прослеживаются). Также, в декабрьской ведомости отсутствуют пом.ком.взвода Емельяненко Н.С., Носач И.Я., Зруев И.П.(погиб в декабре 41-го), Марыныч А.П., Мамкин Д.Я., которые, по всей видимости, находились на излечении. Просматривая указы о награждениях, следует отметить, что подвиг доваторцев в то время остался незамеченным (так, по крайней мере, в своих воспоминаниях оговорился И.А. Плиев, принявший командование корпусом после гибели Льва Доватора).

Прекрасные слова произнёс Верховный Главнокомандующий - "... История России это наше прошлое, настоящее и будущее! Это наше достояние! Защита истории России-это дело нашего общества, нашего государства и каждого из нас!" (газета "Лидер" 8(50), декабрь, 2009г.)

Такие подвиги должны быть достоянием гласности, чего так не хватает сегодня.

Вспомним всех поименно...

Не так давно правление кубанского землячества в Москве с участием Межрегиональной казачьей общины «пустило шапку» по кругу и на добровольные пожертвования установило памятный знак (крест) на месте подвига погибшего эскадрона. Секретарь правления землячества Иван Малюкин сообщил в «КП», что депутат Госдумы от Краснодарского края Борис Кибирев обратился к губернатору Александру Ткачеву с просьбой представить героев-кубанцев к государственным наградам.

А скоро рядом с памятным крестом у деревни Федюкино появятся часовня и каменная плита. На мраморе будут высечены фамилии всех 37 кубанцев. Вот они:

1. М. Г. Ильенко - младший политрук
2. Н. В. Бабаков (помкомвзвода)
3. К. Д. Бабура
4. Н. И. Богодашко
5. Л. П. Вьюнов
6. А. П. Гуров
7. Н. С. Емельяненко - командир отделения
8. А. Н. Емельянов
9. Н. Н. Ершов
10. А. С. Желянов
11. И. П. Зруев
12. А. М. Индюков
13. И. Ц. Ильченко
14. И. Н. Киричков
15. В. К. Козырев
16. Е. М. Коновалов
17. Н. А. Кутья - командир отделения
18. Н. А. Лахвицкий
19. Д. Я. Мамкин
20. А. П. Маринич
21. П. Я. Меюс
22. И. Я. Носоч
23. Г. Т. Онищенко
24. В. И. Питонин
25. С. П. Подкидышев
26. Л. Г. Полупанов - командир отделения
27. П. Я. Радченко
28. А. И. Родионов
29. А. Ф. Родомахов
30. П. М. Романов
31. Г. А. Савченко
32. А. А. Сафарьян
33. В. Сивирин
34. М. К. Черничко
35. В. Г. Шаповалов
36. Н. К. Шевченко
37. Н. С. Яценко.

Последнее обновление: 07.05.2010 04:38




2019 © Официальный портал администрации МО Отрадненский район