Разделы    
Общий раздел
Опека и попечительство
Финансовая грамотность
Управление сельского хозяйства
Пенсионный фонд
Отдел МВД России по Отрадненскому району
Работа Совета в 2024 году
Управление социальной защиты населения
Отдел капитального строительства и единого заказчика
Градостроительная деятельность
Центр занятости населения
Отдел ГО и ЧС
ТИК Отрадненская
Малое предпринимательство
Спорт
Информационные системы
Отдел торговли и защиты прав потребителей
Антимонопольный комплаенс
МФЦ
Отдел земельных и имущественных отношений
Туризм
Инициативное бюджетирование
Общественная палата
Роспотребнадзор информирует
Стандарт развития конкуренции
Выплаты многодетным семьям
Отдел по квартирно-правовым вопросам
Антинарко
Молодежная политика
Совет молодых депутатов
Информация для инвесторов
Грантовая поддержка и НКО
Культура
Жилищно-коммунальное хозяйство
Антитеррористическая комиссия
Фонд социального страхования
Структура администрации
Персональные данные
Образование
Единая Россия
Здравоохранение
Методические материалы
Страховой сектор
Финансовое управление
Всероссийский совет местного самоуправления
Государственные услуги
Графики приемов граждан
Ипотечное кредитование
Депутаты Совета
Итоги работы с обращениями граждан
Благодарненское сельское поселение

   Новости    
26.04 Согрей своим теплом. Эти дети хотят жить в семье
26.04 Кредит. Как избежать переплаты
25.04 Уважаемые сельхозтоваропроизводители, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории муниципального образования Отрадненский район!
25.04 Объявление о проведении отбора получателей субсидий
25.04 Доставка пенсий в Краснодарском крае в мае 2024 года: график выплат
25.04 «Горячяя линия» и консультации по профилактике клещевого энцефалита, рекомендации специалистов-эпидемиологов
25.04 График работы МФЦ Кубани в праздничные дни
24.04 В Отраднеском районе общественники проверили отдел по вопросам миграции
24.04 С 2024 года родители детей с инвалидностью на Кубани могут одновременно работать и получать выплаты по уходу при условии частичной занятости
23.04 Внимание работодатели!
19.04 «Горячяя линия» и консультации по вакцинопрофилактике
18.04 Более 5,7 тысяч кубанских семей оформили ежемесячные выплаты из материнского капитала в 2024 году
18.04 Объявление о сессии Совета
18.04 Внимание град!
17.04 Отделение СФР по Краснодарскому краю в 2024 году обеспечило более 8 тысяч жителей Кубани льготными путевками на санаторно-курортное лечение
Главная » Новости » «Негативизм и протест в подростковом возрасте»

«Негативизм и протест в подростковом возрасте»  


«Негативизм и протест в подростковом возрасте»

4 октября 2023
Одной из основных задач подросткового возраста является-сепарация (отделение) от родителей, достижение им самостоятельности и автономии. Для того, чтобы, от чего-то отделиться, необходима агрессивная энергия, которая дает силу для рывка. От сюда и возникает негативизм, такой неприятный для всех, при этом такой необходимый, для того чтобы, стать взрослым.

Негативизм и протест – главные симптомы подросткового кризиса, ярко выражены во всех областях жизни подростка. Ребёнок, который совсем недавно был спокойным и послушным, становится раздражительным, грубым, замкнутым, игнорирует просьбы родителей, вызывая у взрослых злость и раздражение. Родители перестают быть авторитетом, в подростковом возрасте как будто слетают розовые очки, мама и папа, больше не кажутся, такими идеальными, всемогущими, сильными и красивыми. Подросток знакомится с реальностью, его прежняя картина мира рушится, а это больно, возникает потребность строить новые ценностные ориентиры, искать себя . Именно поэтому подростки такие неопределенные, часто меняют свое мнение, не знают чего хотят, или же наоборот хватаются за все подряд и вскоре бросают. Программа быть хорошем для родителей, больше не работает, есть задача поважнее, найти себя в этом мире, отвоевать свое право на индивидуальность. Подросток, дерзко выхватывает свою жизнь из рук родителей, но совершенно не понимает, что с ней дальше делать. Поведение ребенка характеризуется двойным посылом по отношению к значимому взрослому: «отстань от меня, перестань контролировать, я уже взрослый», но при этом – «я нуждаюсь в твоей любви, заботе и защите» – поэтому подростка бывает очень сложно понять, и он сам не понимает себя.

Со стороны окружающих поведение подростка выглядит возмутительным и непредсказуемым: он раздражается по пустякам, сердится без видимой причины, поступает «наперекор» и «назло», использует «враньё» и лень как основные орудия протеста. Жить рядом с ним, кажется, просто невозможно. При этом все удары, будут направлены на знакомые, безопасные объекты – близких людей, родителей. Это необходимо, чтобы отработать навыки поведения в конфликтных ситуациях, научиться отстаивать личные границы, почувствовать автономность.

Негативизм в психологии – поведение человека, проявляющееся в склонности к противостоянию другим людям и внешним обстоятельствам. Определить наличие этого состояния можно по следующим признакам:

остро неприязненное отношение к людям с другими взглядами на жизнь;

грубое и жесткое общение даже с близкими людьми;

скептицизм и недоверие по отношению ко всем вокруг;

упрямство и нежелание идти на компромиссы;

привычка с головой погружаться в проблему вместо поиска способа её решения;

скрытая или открытая агрессия.

Чаще подростковый негативизм – преходящее явление. Он может закрепиться и стать устойчивой чертой личности, если взрослые ведут себя слишком жестко или же наоборот пасуют перед подростком.

Сталкиваясь с непониманием взрослых, подросток в силу малого жизненного опыта просто не умеет достойно выходить из конфликтов и аргументированно отстаивать свою точку зрения. В итоге – ссоры, обиды «на весь мир», бойкоты родителям и друзьям. Показной строптивостью подросток пытается замаскировать многочисленные страхи и комплексы. Негативизм и протестное поведение могут быть вызваны чрезмерными претензиями к ребенку, непосильной для него нагрузкой – требованием быть лучшим в учебе или еще чем-то.

Причины, мешающие родителям понять и принять подрастающего ребенка:

недооценка значения роли общения со сверстниками в жизни подростка. Родители часто боятся, что ребёнок «свяжется» с дурной компанией, и они потеряют над ним контроль;

стремление игнорировать взросление ребёнка, желание как можно дольше управлять его делами;

принятие развития волевых качеств подростка за проявление упрямства и неуважения к родителям;

желание ребенка побыть одному, родители часто принимают за отвержение семьи;

страх перед возникновением ранних половых отношений у ребенка.

Крайние формы подросткового бунта возникают, когда ребенок не находит в семье поддержки и опоры в такой не простой для него период, когда дома его попытки повзрослеть воспринимаются агрессивно, жестко, унизительно или же безразлично, возникает стремление к различным формам негативного поведения:

- эксперименты над внешностью (эмо, готы, панки, гламур, АУЕ и т.д.), стремление к самоповреждению (пирсинг, порезы), к крайним проявлениям экстрима;

- случаи воровства, которые с одной стороны, отчасти компенсируют неудовлетворенность, а с другой – привлекают внимание, пусть даже негативное;

- уходы из дома как демонстрация разрыва связей, крайней степени несогласия с существующей ситуацией;

- открытые конфликтные отношения с родными, неподчинение, грубость, обвинение взрослых и т.д.

Всё это, по сути, крик о помощи, и к нему подросток прибегает в тех случаях, когда его не слышат, не замечают его переживаний, игнорируют его потребности.

Таким образом, негативизм – это часто результат неправильного воспитания, следствие протеста ребёнка против насилия, которое над ним совершают. С появлением негативизма нарушается контакт между ребёнком и взрослым, в результате чего воспитательное взаимодействие затрудняется или становится невозможным вовсе.

Протест – это сигнал о том, что пришло время что-то менять в отношениях, в коммуникации, в поведении. Подросток – уже не ребёнок, и чем быстрее родитель перестроится на новую модель общения, тем быстрее протест снизит свою интенсивность.

Если родители до сих пор разговаривали со своим чадом как с ребенком, им необходимо перейти в другую тональность – стараться говорить на равных, как положено двум взрослым людям. Подросток непременно это оценит, а родители несколько облегчат себе жизнь. Очень хорошо подходят для этого всевозможные истории из личного опыта. Не думайте, что подросткам это неинтересно. Им неинтересны нравоучения, а живые истории они воспринимают хорошо. Вопрос, конечно, в том, как и какую информацию вы преподносите. Ни в коем случае не стоит строить рассказ о себе по принципу: «Вот я в твоем возрасте…». Информация должна быть повествовательного, а не поучительного характера.

Подростку необходимо безусловное принятие и понимание. Он не протестует на зло кому-то, просто не видит другого варианта заявить о себе. Те формы протеста, которые не вредят его безопасности, нужно позволить. Да, не всем идут ярко-розовые волосы, но, если подростку с ними легче воспринимать действительность, пусть они побудут в его жизни. Если его поведение небезопасно, то необходим разговор. Скорее всего, он будет долгим и сложным, и пройдёт в несколько этапов. Главное правило: говорить о своих чувствах, а не о поведении ребёнка, просить его говорить о своих чувствах.

Подросток требует от мира взрослых признания: хочет, чтобы к нему относились серьезно. В то же время, он не в состоянии нести за себя полную ответственность и принимать важные решения. Для того чтобы протест не разрушил детско-родительские отношения, важно дать подростку возможность принимать решения и определить для него зону ответственности. И здесь родителю предстоит серьезная работа над собой, потому что в этой зоне ответственности все решения, принимаемые ребёнком, не должны подвергаться критике, обесцениванию или высмеиванию. Ошибки – очень важная составляющая часть опыта любого человека, и важно создать такую зону, где ошибки не будут нести фатальный характер, но при этом научат ребёнка правильной модели поведения. Родителю важно не превратиться в отрешенного наблюдателя, иначе у подростка сложится впечатление, что никому нет до него дела, т.е. всё равно. Выбор и решения можно обсуждать, можно помогать своему ребёнку, можно просто быть рядом. Главное – не осуждать и не быть равнодушным.

Важно установить границы допустимого, о которых подросток должен иметь чёткое представление. Какая бы буря ни бушевала внутри, нельзя оскорблять и употреблять нецензурную лексику в присутствии родителей. Каждая семья должна сама установить для себя границы и способы коммуникации. Эти правила должны быть едины для всех членов семьи, и их нужно четко проговорить, убедившись, что подросток понял, что от него требуется. Необходимо определить, что «можно» и что «нельзя» по ситуациям. Их баланс очень важен. Когда слишком много запретов, последует бунт.

Негативизм и протестное поведение у подростков проходит по мере их взросления, сопровождающегося накоплением жизненного опыта. При участии родителей ребёнок может научиться «договариваться» с самим собой и смотреть на мир более позитивно.

Четкие границы, безусловное принятие, новый тип коммуникации в семье, появление зоны ответственности – вот несколько секретов, как сохранить адекватные отношения между родителями и подростками, справиться с негативизмом и протестным поведением.

Используемая литература:

Платонова Н.М. Агрессия у детей и подростков: учебное пособие/под ред. Н.М. Платоновой.

WWW.KP.RU: https://www.kp.ru/daily/26931.5/3981637/
 
 

Смотрите также

26.04 Согрей своим теплом. Эти дети хотят жить в семье
05.04 Состоялось родительское собрание для замещающих родителей
01.03 Согрей своим теплом. Эти дети хотят жить в семье
06.02 Для постановки в очередь на получение Путевки
06.02 Уважаемые родители!
06.02 Уважаемые родители!
12.01 Консультативно-психологическая помощь
25.12 22 декабря 2023 года состоялось итоговое собрание замещающих родителей
25.12 Согрей своим теплом. Эти дети хотят жить в семье
18.12 Согрей своим теплом. Эти дети хотят жить в семье
Дата публикации: 4 октября 2023

Одной из основных задач подросткового возраста является-сепарация (отделение) от родителей, достижение им самостоятельности и автономии. Для того, чтобы, от чего-то отделиться, необходима агрессивная энергия, которая дает силу для рывка. От сюда и возникает негативизм, такой неприятный для всех, при этом такой необходимый, для того чтобы, стать взрослым.

Негативизм и протест – главные симптомы подросткового кризиса, ярко выражены во всех областях жизни подростка. Ребёнок, который совсем недавно был спокойным и послушным, становится раздражительным, грубым, замкнутым, игнорирует просьбы родителей, вызывая у взрослых злость и раздражение. Родители перестают быть авторитетом, в подростковом возрасте как будто слетают розовые очки, мама и папа, больше не кажутся, такими идеальными, всемогущими, сильными и красивыми. Подросток знакомится с реальностью, его прежняя картина мира рушится, а это больно, возникает потребность строить новые ценностные ориентиры, искать себя . Именно поэтому подростки такие неопределенные, часто меняют свое мнение, не знают чего хотят, или же наоборот хватаются за все подряд и вскоре бросают. Программа быть хорошем для родителей, больше не работает, есть задача поважнее, найти себя в этом мире, отвоевать свое право на индивидуальность. Подросток, дерзко выхватывает свою жизнь из рук родителей, но совершенно не понимает, что с ней дальше делать. Поведение ребенка характеризуется двойным посылом по отношению к значимому взрослому: «отстань от меня, перестань контролировать, я уже взрослый», но при этом – «я нуждаюсь в твоей любви, заботе и защите» – поэтому подростка бывает очень сложно понять, и он сам не понимает себя.

Со стороны окружающих поведение подростка выглядит возмутительным и непредсказуемым: он раздражается по пустякам, сердится без видимой причины, поступает «наперекор» и «назло», использует «враньё» и лень как основные орудия протеста. Жить рядом с ним, кажется, просто невозможно. При этом все удары, будут направлены на знакомые, безопасные объекты – близких людей, родителей. Это необходимо, чтобы отработать навыки поведения в конфликтных ситуациях, научиться отстаивать личные границы, почувствовать автономность.

Негативизм в психологии – поведение человека, проявляющееся в склонности к противостоянию другим людям и внешним обстоятельствам. Определить наличие этого состояния можно по следующим признакам:

остро неприязненное отношение к людям с другими взглядами на жизнь;

грубое и жесткое общение даже с близкими людьми;

скептицизм и недоверие по отношению ко всем вокруг;

упрямство и нежелание идти на компромиссы;

привычка с головой погружаться в проблему вместо поиска способа её решения;

скрытая или открытая агрессия.

Чаще подростковый негативизм – преходящее явление. Он может закрепиться и стать устойчивой чертой личности, если взрослые ведут себя слишком жестко или же наоборот пасуют перед подростком.

Сталкиваясь с непониманием взрослых, подросток в силу малого жизненного опыта просто не умеет достойно выходить из конфликтов и аргументированно отстаивать свою точку зрения. В итоге – ссоры, обиды «на весь мир», бойкоты родителям и друзьям. Показной строптивостью подросток пытается замаскировать многочисленные страхи и комплексы. Негативизм и протестное поведение могут быть вызваны чрезмерными претензиями к ребенку, непосильной для него нагрузкой – требованием быть лучшим в учебе или еще чем-то.

Причины, мешающие родителям понять и принять подрастающего ребенка:

недооценка значения роли общения со сверстниками в жизни подростка. Родители часто боятся, что ребёнок «свяжется» с дурной компанией, и они потеряют над ним контроль;

стремление игнорировать взросление ребёнка, желание как можно дольше управлять его делами;

принятие развития волевых качеств подростка за проявление упрямства и неуважения к родителям;

желание ребенка побыть одному, родители часто принимают за отвержение семьи;

страх перед возникновением ранних половых отношений у ребенка.

Крайние формы подросткового бунта возникают, когда ребенок не находит в семье поддержки и опоры в такой не простой для него период, когда дома его попытки повзрослеть воспринимаются агрессивно, жестко, унизительно или же безразлично, возникает стремление к различным формам негативного поведения:

- эксперименты над внешностью (эмо, готы, панки, гламур, АУЕ и т.д.), стремление к самоповреждению (пирсинг, порезы), к крайним проявлениям экстрима;

- случаи воровства, которые с одной стороны, отчасти компенсируют неудовлетворенность, а с другой – привлекают внимание, пусть даже негативное;

- уходы из дома как демонстрация разрыва связей, крайней степени несогласия с существующей ситуацией;

- открытые конфликтные отношения с родными, неподчинение, грубость, обвинение взрослых и т.д.

Всё это, по сути, крик о помощи, и к нему подросток прибегает в тех случаях, когда его не слышат, не замечают его переживаний, игнорируют его потребности.

Таким образом, негативизм – это часто результат неправильного воспитания, следствие протеста ребёнка против насилия, которое над ним совершают. С появлением негативизма нарушается контакт между ребёнком и взрослым, в результате чего воспитательное взаимодействие затрудняется или становится невозможным вовсе.

Протест – это сигнал о том, что пришло время что-то менять в отношениях, в коммуникации, в поведении. Подросток – уже не ребёнок, и чем быстрее родитель перестроится на новую модель общения, тем быстрее протест снизит свою интенсивность.

Если родители до сих пор разговаривали со своим чадом как с ребенком, им необходимо перейти в другую тональность – стараться говорить на равных, как положено двум взрослым людям. Подросток непременно это оценит, а родители несколько облегчат себе жизнь. Очень хорошо подходят для этого всевозможные истории из личного опыта. Не думайте, что подросткам это неинтересно. Им неинтересны нравоучения, а живые истории они воспринимают хорошо. Вопрос, конечно, в том, как и какую информацию вы преподносите. Ни в коем случае не стоит строить рассказ о себе по принципу: «Вот я в твоем возрасте…». Информация должна быть повествовательного, а не поучительного характера.

Подростку необходимо безусловное принятие и понимание. Он не протестует на зло кому-то, просто не видит другого варианта заявить о себе. Те формы протеста, которые не вредят его безопасности, нужно позволить. Да, не всем идут ярко-розовые волосы, но, если подростку с ними легче воспринимать действительность, пусть они побудут в его жизни. Если его поведение небезопасно, то необходим разговор. Скорее всего, он будет долгим и сложным, и пройдёт в несколько этапов. Главное правило: говорить о своих чувствах, а не о поведении ребёнка, просить его говорить о своих чувствах.

Подросток требует от мира взрослых признания: хочет, чтобы к нему относились серьезно. В то же время, он не в состоянии нести за себя полную ответственность и принимать важные решения. Для того чтобы протест не разрушил детско-родительские отношения, важно дать подростку возможность принимать решения и определить для него зону ответственности. И здесь родителю предстоит серьезная работа над собой, потому что в этой зоне ответственности все решения, принимаемые ребёнком, не должны подвергаться критике, обесцениванию или высмеиванию. Ошибки – очень важная составляющая часть опыта любого человека, и важно создать такую зону, где ошибки не будут нести фатальный характер, но при этом научат ребёнка правильной модели поведения. Родителю важно не превратиться в отрешенного наблюдателя, иначе у подростка сложится впечатление, что никому нет до него дела, т.е. всё равно. Выбор и решения можно обсуждать, можно помогать своему ребёнку, можно просто быть рядом. Главное – не осуждать и не быть равнодушным.

Важно установить границы допустимого, о которых подросток должен иметь чёткое представление. Какая бы буря ни бушевала внутри, нельзя оскорблять и употреблять нецензурную лексику в присутствии родителей. Каждая семья должна сама установить для себя границы и способы коммуникации. Эти правила должны быть едины для всех членов семьи, и их нужно четко проговорить, убедившись, что подросток понял, что от него требуется. Необходимо определить, что «можно» и что «нельзя» по ситуациям. Их баланс очень важен. Когда слишком много запретов, последует бунт.

Негативизм и протестное поведение у подростков проходит по мере их взросления, сопровождающегося накоплением жизненного опыта. При участии родителей ребёнок может научиться «договариваться» с самим собой и смотреть на мир более позитивно.

Четкие границы, безусловное принятие, новый тип коммуникации в семье, появление зоны ответственности – вот несколько секретов, как сохранить адекватные отношения между родителями и подростками, справиться с негативизмом и протестным поведением.

Используемая литература:

Платонова Н.М. Агрессия у детей и подростков: учебное пособие/под ред. Н.М. Платоновой.

WWW.KP.RU: https://www.kp.ru/daily/26931.5/3981637/

Отрадная
Главная » Новости » «Негативизм и протест в подростковом возрасте»

«Негативизм и протест в подростковом возрасте»  


«Негативизм и протест в подростковом возрасте»

4 октября 2023
Одной из основных задач подросткового возраста является-сепарация (отделение) от родителей, достижение им самостоятельности и автономии. Для того, чтобы, от чего-то отделиться, необходима агрессивная энергия, которая дает силу для рывка. От сюда и возникает негативизм, такой неприятный для всех, при этом такой необходимый, для того чтобы, стать взрослым.

Негативизм и протест – главные симптомы подросткового кризиса, ярко выражены во всех областях жизни подростка. Ребёнок, который совсем недавно был спокойным и послушным, становится раздражительным, грубым, замкнутым, игнорирует просьбы родителей, вызывая у взрослых злость и раздражение. Родители перестают быть авторитетом, в подростковом возрасте как будто слетают розовые очки, мама и папа, больше не кажутся, такими идеальными, всемогущими, сильными и красивыми. Подросток знакомится с реальностью, его прежняя картина мира рушится, а это больно, возникает потребность строить новые ценностные ориентиры, искать себя . Именно поэтому подростки такие неопределенные, часто меняют свое мнение, не знают чего хотят, или же наоборот хватаются за все подряд и вскоре бросают. Программа быть хорошем для родителей, больше не работает, есть задача поважнее, найти себя в этом мире, отвоевать свое право на индивидуальность. Подросток, дерзко выхватывает свою жизнь из рук родителей, но совершенно не понимает, что с ней дальше делать. Поведение ребенка характеризуется двойным посылом по отношению к значимому взрослому: «отстань от меня, перестань контролировать, я уже взрослый», но при этом – «я нуждаюсь в твоей любви, заботе и защите» – поэтому подростка бывает очень сложно понять, и он сам не понимает себя.

Со стороны окружающих поведение подростка выглядит возмутительным и непредсказуемым: он раздражается по пустякам, сердится без видимой причины, поступает «наперекор» и «назло», использует «враньё» и лень как основные орудия протеста. Жить рядом с ним, кажется, просто невозможно. При этом все удары, будут направлены на знакомые, безопасные объекты – близких людей, родителей. Это необходимо, чтобы отработать навыки поведения в конфликтных ситуациях, научиться отстаивать личные границы, почувствовать автономность.

Негативизм в психологии – поведение человека, проявляющееся в склонности к противостоянию другим людям и внешним обстоятельствам. Определить наличие этого состояния можно по следующим признакам:

остро неприязненное отношение к людям с другими взглядами на жизнь;

грубое и жесткое общение даже с близкими людьми;

скептицизм и недоверие по отношению ко всем вокруг;

упрямство и нежелание идти на компромиссы;

привычка с головой погружаться в проблему вместо поиска способа её решения;

скрытая или открытая агрессия.

Чаще подростковый негативизм – преходящее явление. Он может закрепиться и стать устойчивой чертой личности, если взрослые ведут себя слишком жестко или же наоборот пасуют перед подростком.

Сталкиваясь с непониманием взрослых, подросток в силу малого жизненного опыта просто не умеет достойно выходить из конфликтов и аргументированно отстаивать свою точку зрения. В итоге – ссоры, обиды «на весь мир», бойкоты родителям и друзьям. Показной строптивостью подросток пытается замаскировать многочисленные страхи и комплексы. Негативизм и протестное поведение могут быть вызваны чрезмерными претензиями к ребенку, непосильной для него нагрузкой – требованием быть лучшим в учебе или еще чем-то.

Причины, мешающие родителям понять и принять подрастающего ребенка:

недооценка значения роли общения со сверстниками в жизни подростка. Родители часто боятся, что ребёнок «свяжется» с дурной компанией, и они потеряют над ним контроль;

стремление игнорировать взросление ребёнка, желание как можно дольше управлять его делами;

принятие развития волевых качеств подростка за проявление упрямства и неуважения к родителям;

желание ребенка побыть одному, родители часто принимают за отвержение семьи;

страх перед возникновением ранних половых отношений у ребенка.

Крайние формы подросткового бунта возникают, когда ребенок не находит в семье поддержки и опоры в такой не простой для него период, когда дома его попытки повзрослеть воспринимаются агрессивно, жестко, унизительно или же безразлично, возникает стремление к различным формам негативного поведения:

- эксперименты над внешностью (эмо, готы, панки, гламур, АУЕ и т.д.), стремление к самоповреждению (пирсинг, порезы), к крайним проявлениям экстрима;

- случаи воровства, которые с одной стороны, отчасти компенсируют неудовлетворенность, а с другой – привлекают внимание, пусть даже негативное;

- уходы из дома как демонстрация разрыва связей, крайней степени несогласия с существующей ситуацией;

- открытые конфликтные отношения с родными, неподчинение, грубость, обвинение взрослых и т.д.

Всё это, по сути, крик о помощи, и к нему подросток прибегает в тех случаях, когда его не слышат, не замечают его переживаний, игнорируют его потребности.

Таким образом, негативизм – это часто результат неправильного воспитания, следствие протеста ребёнка против насилия, которое над ним совершают. С появлением негативизма нарушается контакт между ребёнком и взрослым, в результате чего воспитательное взаимодействие затрудняется или становится невозможным вовсе.

Протест – это сигнал о том, что пришло время что-то менять в отношениях, в коммуникации, в поведении. Подросток – уже не ребёнок, и чем быстрее родитель перестроится на новую модель общения, тем быстрее протест снизит свою интенсивность.

Если родители до сих пор разговаривали со своим чадом как с ребенком, им необходимо перейти в другую тональность – стараться говорить на равных, как положено двум взрослым людям. Подросток непременно это оценит, а родители несколько облегчат себе жизнь. Очень хорошо подходят для этого всевозможные истории из личного опыта. Не думайте, что подросткам это неинтересно. Им неинтересны нравоучения, а живые истории они воспринимают хорошо. Вопрос, конечно, в том, как и какую информацию вы преподносите. Ни в коем случае не стоит строить рассказ о себе по принципу: «Вот я в твоем возрасте…». Информация должна быть повествовательного, а не поучительного характера.

Подростку необходимо безусловное принятие и понимание. Он не протестует на зло кому-то, просто не видит другого варианта заявить о себе. Те формы протеста, которые не вредят его безопасности, нужно позволить. Да, не всем идут ярко-розовые волосы, но, если подростку с ними легче воспринимать действительность, пусть они побудут в его жизни. Если его поведение небезопасно, то необходим разговор. Скорее всего, он будет долгим и сложным, и пройдёт в несколько этапов. Главное правило: говорить о своих чувствах, а не о поведении ребёнка, просить его говорить о своих чувствах.

Подросток требует от мира взрослых признания: хочет, чтобы к нему относились серьезно. В то же время, он не в состоянии нести за себя полную ответственность и принимать важные решения. Для того чтобы протест не разрушил детско-родительские отношения, важно дать подростку возможность принимать решения и определить для него зону ответственности. И здесь родителю предстоит серьезная работа над собой, потому что в этой зоне ответственности все решения, принимаемые ребёнком, не должны подвергаться критике, обесцениванию или высмеиванию. Ошибки – очень важная составляющая часть опыта любого человека, и важно создать такую зону, где ошибки не будут нести фатальный характер, но при этом научат ребёнка правильной модели поведения. Родителю важно не превратиться в отрешенного наблюдателя, иначе у подростка сложится впечатление, что никому нет до него дела, т.е. всё равно. Выбор и решения можно обсуждать, можно помогать своему ребёнку, можно просто быть рядом. Главное – не осуждать и не быть равнодушным.

Важно установить границы допустимого, о которых подросток должен иметь чёткое представление. Какая бы буря ни бушевала внутри, нельзя оскорблять и употреблять нецензурную лексику в присутствии родителей. Каждая семья должна сама установить для себя границы и способы коммуникации. Эти правила должны быть едины для всех членов семьи, и их нужно четко проговорить, убедившись, что подросток понял, что от него требуется. Необходимо определить, что «можно» и что «нельзя» по ситуациям. Их баланс очень важен. Когда слишком много запретов, последует бунт.

Негативизм и протестное поведение у подростков проходит по мере их взросления, сопровождающегося накоплением жизненного опыта. При участии родителей ребёнок может научиться «договариваться» с самим собой и смотреть на мир более позитивно.

Четкие границы, безусловное принятие, новый тип коммуникации в семье, появление зоны ответственности – вот несколько секретов, как сохранить адекватные отношения между родителями и подростками, справиться с негативизмом и протестным поведением.

Используемая литература:

Платонова Н.М. Агрессия у детей и подростков: учебное пособие/под ред. Н.М. Платоновой.

WWW.KP.RU: https://www.kp.ru/daily/26931.5/3981637/
 
 

Смотрите также

26.04 Согрей своим теплом. Эти дети хотят жить в семье
05.04 Состоялось родительское собрание для замещающих родителей
01.03 Согрей своим теплом. Эти дети хотят жить в семье
06.02 Для постановки в очередь на получение Путевки
06.02 Уважаемые родители!
06.02 Уважаемые родители!
12.01 Консультативно-психологическая помощь
25.12 22 декабря 2023 года состоялось итоговое собрание замещающих родителей
25.12 Согрей своим теплом. Эти дети хотят жить в семье
18.12 Согрей своим теплом. Эти дети хотят жить в семье
Дата публикации: 4 октября 2023

Одной из основных задач подросткового возраста является-сепарация (отделение) от родителей, достижение им самостоятельности и автономии. Для того, чтобы, от чего-то отделиться, необходима агрессивная энергия, которая дает силу для рывка. От сюда и возникает негативизм, такой неприятный для всех, при этом такой необходимый, для того чтобы, стать взрослым.

Негативизм и протест – главные симптомы подросткового кризиса, ярко выражены во всех областях жизни подростка. Ребёнок, который совсем недавно был спокойным и послушным, становится раздражительным, грубым, замкнутым, игнорирует просьбы родителей, вызывая у взрослых злость и раздражение. Родители перестают быть авторитетом, в подростковом возрасте как будто слетают розовые очки, мама и папа, больше не кажутся, такими идеальными, всемогущими, сильными и красивыми. Подросток знакомится с реальностью, его прежняя картина мира рушится, а это больно, возникает потребность строить новые ценностные ориентиры, искать себя . Именно поэтому подростки такие неопределенные, часто меняют свое мнение, не знают чего хотят, или же наоборот хватаются за все подряд и вскоре бросают. Программа быть хорошем для родителей, больше не работает, есть задача поважнее, найти себя в этом мире, отвоевать свое право на индивидуальность. Подросток, дерзко выхватывает свою жизнь из рук родителей, но совершенно не понимает, что с ней дальше делать. Поведение ребенка характеризуется двойным посылом по отношению к значимому взрослому: «отстань от меня, перестань контролировать, я уже взрослый», но при этом – «я нуждаюсь в твоей любви, заботе и защите» – поэтому подростка бывает очень сложно понять, и он сам не понимает себя.

Со стороны окружающих поведение подростка выглядит возмутительным и непредсказуемым: он раздражается по пустякам, сердится без видимой причины, поступает «наперекор» и «назло», использует «враньё» и лень как основные орудия протеста. Жить рядом с ним, кажется, просто невозможно. При этом все удары, будут направлены на знакомые, безопасные объекты – близких людей, родителей. Это необходимо, чтобы отработать навыки поведения в конфликтных ситуациях, научиться отстаивать личные границы, почувствовать автономность.

Негативизм в психологии – поведение человека, проявляющееся в склонности к противостоянию другим людям и внешним обстоятельствам. Определить наличие этого состояния можно по следующим признакам:

остро неприязненное отношение к людям с другими взглядами на жизнь;

грубое и жесткое общение даже с близкими людьми;

скептицизм и недоверие по отношению ко всем вокруг;

упрямство и нежелание идти на компромиссы;

привычка с головой погружаться в проблему вместо поиска способа её решения;

скрытая или открытая агрессия.

Чаще подростковый негативизм – преходящее явление. Он может закрепиться и стать устойчивой чертой личности, если взрослые ведут себя слишком жестко или же наоборот пасуют перед подростком.

Сталкиваясь с непониманием взрослых, подросток в силу малого жизненного опыта просто не умеет достойно выходить из конфликтов и аргументированно отстаивать свою точку зрения. В итоге – ссоры, обиды «на весь мир», бойкоты родителям и друзьям. Показной строптивостью подросток пытается замаскировать многочисленные страхи и комплексы. Негативизм и протестное поведение могут быть вызваны чрезмерными претензиями к ребенку, непосильной для него нагрузкой – требованием быть лучшим в учебе или еще чем-то.

Причины, мешающие родителям понять и принять подрастающего ребенка:

недооценка значения роли общения со сверстниками в жизни подростка. Родители часто боятся, что ребёнок «свяжется» с дурной компанией, и они потеряют над ним контроль;

стремление игнорировать взросление ребёнка, желание как можно дольше управлять его делами;

принятие развития волевых качеств подростка за проявление упрямства и неуважения к родителям;

желание ребенка побыть одному, родители часто принимают за отвержение семьи;

страх перед возникновением ранних половых отношений у ребенка.

Крайние формы подросткового бунта возникают, когда ребенок не находит в семье поддержки и опоры в такой не простой для него период, когда дома его попытки повзрослеть воспринимаются агрессивно, жестко, унизительно или же безразлично, возникает стремление к различным формам негативного поведения:

- эксперименты над внешностью (эмо, готы, панки, гламур, АУЕ и т.д.), стремление к самоповреждению (пирсинг, порезы), к крайним проявлениям экстрима;

- случаи воровства, которые с одной стороны, отчасти компенсируют неудовлетворенность, а с другой – привлекают внимание, пусть даже негативное;

- уходы из дома как демонстрация разрыва связей, крайней степени несогласия с существующей ситуацией;

- открытые конфликтные отношения с родными, неподчинение, грубость, обвинение взрослых и т.д.

Всё это, по сути, крик о помощи, и к нему подросток прибегает в тех случаях, когда его не слышат, не замечают его переживаний, игнорируют его потребности.

Таким образом, негативизм – это часто результат неправильного воспитания, следствие протеста ребёнка против насилия, которое над ним совершают. С появлением негативизма нарушается контакт между ребёнком и взрослым, в результате чего воспитательное взаимодействие затрудняется или становится невозможным вовсе.

Протест – это сигнал о том, что пришло время что-то менять в отношениях, в коммуникации, в поведении. Подросток – уже не ребёнок, и чем быстрее родитель перестроится на новую модель общения, тем быстрее протест снизит свою интенсивность.

Если родители до сих пор разговаривали со своим чадом как с ребенком, им необходимо перейти в другую тональность – стараться говорить на равных, как положено двум взрослым людям. Подросток непременно это оценит, а родители несколько облегчат себе жизнь. Очень хорошо подходят для этого всевозможные истории из личного опыта. Не думайте, что подросткам это неинтересно. Им неинтересны нравоучения, а живые истории они воспринимают хорошо. Вопрос, конечно, в том, как и какую информацию вы преподносите. Ни в коем случае не стоит строить рассказ о себе по принципу: «Вот я в твоем возрасте…». Информация должна быть повествовательного, а не поучительного характера.

Подростку необходимо безусловное принятие и понимание. Он не протестует на зло кому-то, просто не видит другого варианта заявить о себе. Те формы протеста, которые не вредят его безопасности, нужно позволить. Да, не всем идут ярко-розовые волосы, но, если подростку с ними легче воспринимать действительность, пусть они побудут в его жизни. Если его поведение небезопасно, то необходим разговор. Скорее всего, он будет долгим и сложным, и пройдёт в несколько этапов. Главное правило: говорить о своих чувствах, а не о поведении ребёнка, просить его говорить о своих чувствах.

Подросток требует от мира взрослых признания: хочет, чтобы к нему относились серьезно. В то же время, он не в состоянии нести за себя полную ответственность и принимать важные решения. Для того чтобы протест не разрушил детско-родительские отношения, важно дать подростку возможность принимать решения и определить для него зону ответственности. И здесь родителю предстоит серьезная работа над собой, потому что в этой зоне ответственности все решения, принимаемые ребёнком, не должны подвергаться критике, обесцениванию или высмеиванию. Ошибки – очень важная составляющая часть опыта любого человека, и важно создать такую зону, где ошибки не будут нести фатальный характер, но при этом научат ребёнка правильной модели поведения. Родителю важно не превратиться в отрешенного наблюдателя, иначе у подростка сложится впечатление, что никому нет до него дела, т.е. всё равно. Выбор и решения можно обсуждать, можно помогать своему ребёнку, можно просто быть рядом. Главное – не осуждать и не быть равнодушным.

Важно установить границы допустимого, о которых подросток должен иметь чёткое представление. Какая бы буря ни бушевала внутри, нельзя оскорблять и употреблять нецензурную лексику в присутствии родителей. Каждая семья должна сама установить для себя границы и способы коммуникации. Эти правила должны быть едины для всех членов семьи, и их нужно четко проговорить, убедившись, что подросток понял, что от него требуется. Необходимо определить, что «можно» и что «нельзя» по ситуациям. Их баланс очень важен. Когда слишком много запретов, последует бунт.

Негативизм и протестное поведение у подростков проходит по мере их взросления, сопровождающегося накоплением жизненного опыта. При участии родителей ребёнок может научиться «договариваться» с самим собой и смотреть на мир более позитивно.

Четкие границы, безусловное принятие, новый тип коммуникации в семье, появление зоны ответственности – вот несколько секретов, как сохранить адекватные отношения между родителями и подростками, справиться с негативизмом и протестным поведением.

Используемая литература:

Платонова Н.М. Агрессия у детей и подростков: учебное пособие/под ред. Н.М. Платоновой.

WWW.KP.RU: https://www.kp.ru/daily/26931.5/3981637/



2019 © Официальный портал администрации МО Отрадненский район